Попасть в D-Telecom могут абоненты-неплательщики, подключившиеся после июня 2005 года. С этого момента в контрактах сотовых компаний появилось предупреждение о возможности включения абонента в список неблагонадежных клиентов при неоплате услуг. В D-Telecom главным образом попадают клиенты-должники, оплачивающие услуги связи кредитным способом. Доля кредитных абонентов в общей абонентской базе "большой тройки" невелика: она составляет от 3,2 до 10 процентов. Поэтому, несмотря на то что с момента создания D-Telecom подключено около 34 миллионов новых абонентов, потенциально попасть в черный список могут только 2 миллиона абонентов, использующих кредитную форму оплаты.
Злостными должниками считаются не оплатившие счет в течение 60 дней. Правда, если человек, попавший в черный список, захочет стать абонентом другого оператора, то по Закону "О связи" отказать ему в подключении нельзя. Но контроль над счетом такого клиента будет усилен.
Между тем намерения сотовых компаний предоставлять подобную информацию могут быть оспорены в суде. Дело в том, что данные о должниках могут попадать в бюро кредитных историй только с согласия граждан. Таким образом, если телефонные компании согласятся выдавать такие данные, они обязаны заручиться согласием своих клиентов. Сотовые операторы, в свою очередь, поспешили заверить, что не будут разглашать какие-либо конфиденциальные сведения. По запросу банка компания будет выдавать данные о наличии или отсутствии фамилии заемщика в базе должников.
Всего в России, по данным ЦБ, сейчас насчитывается 18 млн. кредитных историй. Из них, по данным кредитных бюро, около 10 процентов содержат информацию о просрочках платежей. По сведениям ЦБ, из 2,1 триллиона рублей кредитов, выданных физлицам, просроченными являются 58,2 миллиарда рублей (или 2,8 процента).
На момент создания D-Telecom операторы оценивали ежегодные убытки от абонентов-неплательщиков в 20 миллионов долларов. Уменьшилась ли эта сумма с появлением черного списка - операторы не говорят. Эксперты, однако, сходятся на том, что, зная об угрозе отказа в банковском кредите заранее, они бы стали более дисциплинированно оплачивать счета за сотовую связь или отказались бы от кредитной формы оплаты.