Критерии благонадежности дорабатываются и скоро будут опубликованы на сайте Федеральной налоговой службы. Для этого придется снять гриф для служебного пользования с документов, в которых будет перечислен набор условий, соблюдение которых освобождает компании от проверок. Уже известно, что среди критериев - доля налоговых вычетов, размер заработной платы, уровень налоговой нагрузки. "Соответственно плательщики, которые хотят сократить визиты налоговиков, смогут принять эти негласные правила. А их намерения отказаться от минимизации и полнее платить налоги заметны уже из отчетности. Что же касается конкретных показателей (в частности, того же размера средней зарплаты), их будут определять в регионах", - заявила Татьяна Шевцова. Она подчеркнула, что взамен ФНС предложит налогоплательщикам зону налоговой стабильности: эти налогоплательщики не будут подвергаться налоговому контролю с истребованием документов в течение определенного срока, например одного года. Контроль в отношении этих предприятий будет сводиться к "мониторингу данных отчетности и информации из внешних источников".
В отношении остальных организаций ФНС будет осуществлять "предпроверочный анализ и мероприятия налогового контроля в полном объеме", отметила замглавы ФНС. Впрочем, даже компании, находящиеся в "зоне стабильности", не застрахованы от проверок "по объективным обстоятельствам".
Тех же, кто не примет правила ФНС, ждут проверки в полном объеме. Впрочем, предпринимателей эти тонкости не особенно тревожат. "Это вполне нормальная оговорка. В целом же озвученный подход вселяет оптимизм. Хотя в конечном счете все будет зависеть от того, какие именно показатели решат использовать для того, чтобы оценить, достойный налогоплательщик или нет", - так прокомментировал инициативу ФНС "Федеральному агентству финансовой информации" зампред налогового комитета РСПП Сергей Беляков. Другие эксперты также считают, что публикация закрытых норм пойдет на пользу налогоплательщикам.
Татьяна Шевцова рассказала еще об одном нововведении, которое придется по вкусу предпринимателям: "С 1 июля этого года планируется реализовать автоматическую поддержку процедуры истребования документов. В специальную базу данных будут помещены все сканированные копии документов, полученных в рамках истребования. Найти любой документ, полученный налоговыми органами от налогоплательщика, позволит поисковая система". С введением информационного ресурса изменится практика истребования документов: "В основу будет положен принцип целесообразности и эффективности результатов от использования запрашиваемых документов. Скажем, однажды запросив у налогоплательщика лицензию на осуществление деятельности, подлежащей льготированию, не нужно требовать представления той же лицензии в каждом налоговом периоде. Другой пример: нет смысла при проверке вычетов истребовать документы у всех поставщиков плательщика. Достаточно отработать наиболее крупные поставки или основных контрагентов", - сказала Татьяна Шевцова.