Первыми были легендарные британцы Uriah Heep. Группа, удивившая мир почти оперными многоголосиями, наложенными на жесткие гитарные рифы и хард-роковые мелодии, стала одной из первых, кто приехал в нашу страну - тогда еще в СССР. Еще в 1988 году "хипы" выпустили в Лондоне концертный альбом "Live In Moscow", который включал и "July Morning" ("Июльское утро") и все их главные на тот момент хиты. В 1995-м фрагменты российских концертов попали на альбом "Live Bites" Scorpions - еще одной группы, считающей Россию одной из своих любимых стран. А легендарная супер-группа Asia выпустила даже два диска и концертах в нашей стране: "Live Moscva 09.XI.90" - именно в таком правописании - как это звучит по-русски и "Live in Russia" - 1999 года. Причем первый релиз англичан содержал и видеоверсию, больше поражавшую не музыкой, а изобразительным рядом. Музыканты попали в Москву в разгар перестройки и не могли не ужаснуться увиденным: пустые полки магазинов, длиннющие очереди, нищие на улицах и в то же время - толпы фанатов, всеми правдами и неправдами стремящиеся на концерт "Азии". Вся эта не очень приятная правда и попала на диск, ставший по сути больше видеодокументом эпохи, нежели культурным артефактом.
В этой связи перед ознакомлением с новым концертным альбомом Volkerьall (CD + DVD) лидеров современного "хэви-метал индастрала" было страшновато. Rammstein были основаны еще в 1993 году музыкантами из Восточной Германии. Названием была выбрана американская военно-воздушная база в ФРГ, где во время авиашоу произошла авария, унесшая жизни более 80 человек (для некоего отличия "раммштайны" все-таки добавили в свое название вторую букву "м"). Группа поет по-немецки (хотя ведущий язык рока - английский), показывает умопомрачительные шоу, а основой своей громоподобной музыки сделала по сути германские военные марши, насытив их энергетикой стадионного хард-рока и индустриальными зубодробительными тембрами. Популярность ее в Европе практически не имеет границ, у "Раммштайн" уже есть скрытые и явные апологеты и подражатели.
Как немцы из Восточной Европы и преимущественно жители Дрездена, музыканты "Раммштайн", похоже, с детства любили и уважали Москву. По крайней мере, некоторые участники коллектива предлагали мне говорить не по-английски, а по-русски. И сами же получали от этого немалое удовольствие. Каково же было мое удивление, когда однажды вечером, зайдя в московский клуб "Б-2", я обнаружил там сидящих за столиком с кружками пива "раммштайновцев". В разговоре выяснилось, что ребята прилетели в Москву погулять, потусоваться, выпить пива, послушать, что играют наши группы. Сделали это ради собственного удовольствия.
В новом концертном альбоме музыканты спели и хит Moscau (впервые выпущенный на их последнем студийном диске Reise, reise) и сняли на него 5-минутный концертно-бытовой клип. DVD-диск, скомпонованный из концертов в Риме, Лондоне, Токио и Москве, слушаешь с азартом соперничества: определяешь, кто из зрителей лучше болеет и поет. Итоги положительные: если сравнивать шоу во Франции, Англии, Японии и России, то наши делят после англичан второе-третье место с неистовыми японцами.
Жаль, но даже дружественные нам "Раммштайн" не убереглись от соблазна показать, как много солдат и милиционеров охраняют их концерт и устрашающе стоят в зале на первом плане. В Японии, Англии и Франции стражи порядка предпочитают оставаться в тени, хотя тамошние зрители ведут себя на шоу не менее яростно. Японцы чуть не запугали солиста Тилля Линдермана своим напором на сцену. Но тот все равно бесцеремонно сбросил на них крышку от огромного парового котла. Шоу продолжилось.
В России зрители были менее воинственны. Но все равно подспудно пугало то, что камера найдет неприглядные картины. Например, распивающих или буйных хулиганов - операторов часто притягивает "компромат". Однако наоборот - в московской части концерта показали мирно распивающую в гримерке "Олимпийского" саму группу. И еще парня-панка, который прорвался к ним на пресс-конференцию поболтать и которого никто из службы безопасности не огрел ни словом, ни делом, как принято в Европе. Да и вообще - с точки зрения гуманности концерт Volkerьall может служить пособием взаимоуважения службы безопасности к зрителям.
Кстати, "Раммштайну" в песне "Москва" подпевали российские бэк-вокалистки, почему-то одетые для такого случая в нижнее белье и белые рубашки с пионерскими галстуками. И отдававшие направо-налево пионерские салюты. Девушки пели по-русски, и Тилль тоже пытался в паузах что-то говорить, демонстрируя, что в школе "по русскому" у него была твердая четверка.
Показательно было и то, как, не жалея сил, неутомимые немцы выступали живьем, маршировали, скакали по сцене и все время находили новые сценические ходы. Тоже хороший пример для наших артистов - как делать шоу, не щадя сил и расходов на декорации и светотехнику. Словом, со всех сторон этот альбом получился на диво поучительным.