Предполагается, что именно из этой "копилки" туристам оплатят компенсацию, если, к примеру, фирма не выполнила какие-то пункты договора. Например, не забронировала отель. Таким образом, традиционные скандалы, связанные с очередным вызволением обманутых туристов через российское консульство, должны быть сведены на нет. Намерены ли туроператоры выполнять данный пункт? Представившись клиентом, корреспондент "РГ" обзвонил ряд известных фирм и всюду услышал, что этот вопрос еще не отрегулирован. Причем представители турбизнеса уверяли, что наступает чуть ли не конец турбизнесу, когда финансовые гарантии вступят в силу. Пригрозили: цены взлетят на треть.
Глава правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов отметил, что страховые компании заняли выжидательную позицию: все ждут типового договора. Равно как и банки, которые давать гарантий не спешат, так как у них пока нет точных данных о возможных получателях компенсаций. Впрочем, граждан, вознамерившихся отдохнуть за рубежом, все это не очень-то смущает, заметила пресс-атташе Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.
Оплачивая горящую путевку, многие не смотрят даже на то, есть ли в договоре печать туроператора, и вообще не задаются вопросом, насколько благонадежна фирма, которой они доверяют свой отдых. Хотя именно в Москве туристические комбинаторы собирают немалый урожай: примерно 20-30 фирм портят людям отпуск, зарабатывая этим себе на жизнь.
В Российском союзе туриндустрии продолжают настаивать, что финансовые гарантии для туристов, вступающие в силу с 1 июня, увы, не спасут от сезонных мошенников. А вот к погибели мелких фирм, а следовательно, к уменьшению конкуренции и повышению цен наверняка приведут.
Однако есть и иная точка зрения на сей счет. "Фирмам, которые давно работают на туристическом рынке, при желании несложно получить банковскую гарантию: это вопрос даже не дней, а часов, - утверждает Владимир Канторович, вице-президент Ассоциации туроператоров России. - Проблем с типовым договором тоже нет никаких - один из его вариантов будет представлен 2 апреля в Ростуризме. Многие фирмы уже разработали свои договоры, но чтобы не создавать путаницы на рынке, разрабатывается единая форма документа".
По словам Канторовича, распознать легальную фирму, входящую в Единый реестр туроператоров, туристам будет совсем несложно: для этого достаточно при покупке путевки затребовать копию этой самой финансовой гарантии и копию из реестра туроператоров, где должна быть данная фирма. Кроме того, всегда можно осведомиться в банке, работает ли он с такой-то компанией или нет, если это финансовое учреждение указано как поручитель. И очень хорошо, что май - действительно последний месяц для безответственного туристического бизнеса.
Опасение, что турфирм станет меньше из-за невозможности заплатить за страховку, в Ассоциации туроператоров России считают надуманным: 3 тысячи долларов в год - не такие уж и большие для фирмы деньги. Еще абсурднее руководству ассоциации кажутся утверждения о грядущем росте цен на путевки. "С чего вдруг это должно произойти, - говорит Канторович,- если нововведение поднимет себестоимость тура всего на 30-40 центов? Другое дело, тот, кто хочет, всегда найдет повод для повышения цены".
Досье "РГ"
На Черное море (в России) предпочли бы съездить прежде всего жители Южного федерального округа (49%), а также малообеспеченные респонденты с доходами до 1500 рублей (42%). В дальние страны стремятся более других жители Центрального федерального округа (45%), а также респонденты с доходами свыше 5000 рублей (50%).
Самыми предпочтительными для россиян являются пляжный отдых (35%) и лечение в санаториях (32%), возрастные различия проходят по границе 45 лет: те, кто моложе, - предпочитают пляж, те, кто старше, - санаторий.
Познавательный отдых привлекает 28% опрошенных, отпуск в пансионатах и домах отдыха - 25%, в походах, на рыбалке, охоте - 22%, реже на даче (16%) и дома (17%).
Самый распространенный бюджет на одного отдыхающего члена семьи - менее 5000 рублей, эту сумму собираются потратить 19% респондентов. От 5 до 10 тысяч рублей на человека готовы израсходовать 14% опрошенных, от 10 до 25 тысяч рублей - 10% респондентов, свыше этого - только 3% россиян.