Последняя новость, пришедшая из Киева, перед тем как я сдал этот комментарий в редакцию, выглядит вполне обнадеживающе. Непримиримые соперники Виктор Ющенко и Виктор Янукович после почти 5-часового общения с глазу на глаз пришли к главному выводу: необходимо гарантировать законный и мирный способ выхода из политического кризиса. Чем заодно продемонстрировали воспитательный эффект демократических процедур, через которые Украина прошла в последние годы.
Это означает, что обе стороны (во всяком случае пока) не намерены повторить российский сценарий октября 1993 года и готовы перенести решение конфликта в правовое поле, то есть в Конституционный суд, который и должен определить, соответствует ли президентский указ о роспуске парламента положениям Основного закона Украины. Бесспорно, сложность ситуации состоит в том, что Конституционному суду придется принимать не столько юридическое, сколько политическое решение, поскольку любой вердикт в пользу одной из сторон не уладит, а лишь обострит конфликт. По сути суду предстоит выступить в качестве посредника, ищущего компромисс, который только и может уберечь Украину от силового противостояния...
Судя по всему, единственное, что подвигло Ющенко на радикальный шаг в виде роспуска Рады и проведения досрочных парламентских выборов, - опасение, что так называемая антикризисная коалиция во главе с Януковичем пополнится очередной порцией перебежчиков и обеспечит себе конституционное большинство. А значит, вместе с тем и возможность по своему усмотрению, без учета мнения президентского лагеря завершить все еще продолжающийся на Украине процесс конституционной реформы. Напомню, что речь идет, в частности, о переходе от президентской республики к парламентско-президентской, когда правительство, включая премьера, назначается парламентским большинством.
Кстати, разговоры о подобной трансформации политического режима спорадически возникают и в России. В последнее время - в связи с "трудоустройством" Владимира Путина после истечения срока его полномочий. Многие предлагают позаимствовать как раз украинскую схему, чтобы Путин занял место главы правительства со значительно более широкими, чем сейчас, полномочиями. Украинский опыт показывает, что все же уровень развития демократии и, главное, партийной системы - что в России, что у наших соседей - не настолько высок, чтобы такая реформа прошла безболезненно, при соблюдении интересов всех политических сил - как оказавшихся у власти, так и вытолкнутых в оппозицию. В иных форматах, о чем свидетельствуют нынешние события в Киеве, такая преждевременная реформа неизбежно порождает острые конфликты и кризисы.
Вернемся на Украину. Собственно говоря, у Ющенко не было иного выбора, кроме того азартного хода, на который он решился. Сосуществование (когда - мирное, когда - не очень) президента и премьера, принадлежащих к разным политическим семьям, нередко случается в мировой демократической практике. Так, к примеру, жила Франция во второй половине прошлого десятилетия, когда Жак Ширак, став главой государства, решил упрочить парламентское большинство своих сторонников и на волне собственного успеха объявил досрочные выборы, завершившиеся результатом, обратным задуманному: победу одержали социалисты, сформировавшие правительство. Однако ответственность обеих сторон, согласовывавших свои действия, несмотря на обоюдное неприятие, и учет интересов противоположного лагеря позволили Франции безболезненно пережить этот сложный период.
Сейчас уже можно только предполагать, что и украинское статус-кво, сложившееся после президентской победы "оранжевых" и парламентской победы "голубых", сохранилось бы до следующих очередных выборов, если бы баланс сил не стал вдруг резко меняться, когда вслед за лидером социалистов Морозом, который выторговывал для себя высокий пост и получил его, перебежав в стан Януковича, его примеру последовали и другие депутаты из ющенковской "Нашей Украины" и Блока Тимошенко. Последней каплей стал, видимо, переход в лагерь соперника бывшего премьера Анатолия Кинаха, сменившего свои политические пристрастия на портфель министра экономики.
Ющенко пришлось играть ва-банк, поскольку и терять-то ему уже нечего: поле президентского маневра сузилось до предела, а главное, повторю, из сферы его влияния уходила конституционная реформа. Думаю, в создавшейся обстановке шаг назад он может сделать только в том случае, если получит (что маловероятно) 100-процентную гарантию, что политические противники не получат (и не будут стремиться получить) конституционное большинство, которое к тому же может объявить импичмент президенту. Впрочем, в нынешних обстоятельствах Януковичу вряд ли выгоден уход Ющенко, чьи позиции заметно ослабли: следующий президент не обязательно будет носить ту же фамилию, что и нынешний премьер, и может оказаться посильнее Ющенко.
Тем более что такая фигура уже достаточно давно украшает (в прямом и переносном смысле) украинский политический ландшафт. Безусловной выгодоприобретательницей от разразившегося конфликта можно досрочно объявить Юлию Тимошенко. Даже если Ющенко по каким-либо причинам отзовет свой указ, украинская "женщина в белом" уже набрала дополнительные очки своей непримиримостью по отношению к Януковичу и поддержкой главы государства в трудные для него минуты. Что, по имеющимся прикидкам, обещает ей на следующих парламентских выборах (досрочных или очередных) результат, не уступающий Партии регионов (на которой к тому же лежит груз непопулярных решений в виде повышения тарифов на коммунальные услуги), а на президентских (опять же - досрочных или очередных) - значительные шансы на победу.
Мировые столицы отреагировали на украинские события почти одинаково в одних и тех же дипломатических терминах: силовые действия неприемлемы, избегать кровопролития, решать все проблемы в правовом поле... Другое дело, что происходит за кулисами, где, нетрудно предположить, изучаются различные сценарии.
Самый трагичный из них - раскол Украины по линии "Восток-Запад", на котором почему-то настаивают радикалы, в том числе отечественные, которые до сих пор не могут примириться с собственной неудачей осени
2004 года и все еще пытаются взять реванш у "оранжевых". Пусть даже ценой страшного катаклизма, каковым, безусловно, станет распад еще одной крупной страны на постсоветском пространстве, и без того все еще не устоявшемся, подверженном разного рода потрясениям. Возникновение подобного очага напряжения не нужно никому, в первую очередь России, на которую ляжет неподъемный груз ответственности и которая таким образом окажется окончательно отрезанной от Европы...
События на Украине продолжают развиваться. Как говорится в таких случаях, следим за их развитием и делаем выводы.