Но самое страшное для россиян, по словам белорусского лидера, не то, что Минск может отказаться от российской нефти, и россияне не смогут переработать ее на белорусских заводах: "Они могут потерять рынок в центре Европы".
После перехода в торговле между Россией и Белоруссией на рыночные, а точнее сказать, пока еще полурыночные, цены на энергоносители, минские власти предпринимают попытки найти нефть "на стороне". При этом Александр Лукашенко считает, что в вопросах диверсификации поставок страна "продвинулась далеко". Например, по просьбе Объединенных Арабских Эмиратов республика рассматривает возможность строительства в Белоруссии еще одного крупного нефтеперерабатывающего завода: "Допустим, завтра мы примем решение о строительстве крупного НПЗ на деньги арабов, Ирана, тех, кто сегодня имеет ресурсы. И они займут этот рынок".
"Не просто так" летал Александр Лукашенко и в Иран. Специалисты, по его словам, "уже примеряются к месторождениям", которые будут там разрабатываться. Для поставки добытой в Иране нефти уже "есть рентабельные маршруты".
Кроме того, идет проработка возможности поставок с Азербайджаном, Казахстаном, рядом других стран. Например, с Венесуэлой, где уже в будущем году Белоруссия добудет два миллиона тонн нефти. По словам Лукашенко, ее необязательно везти в Белоруссию: "Нефть надо обменять на деньги, деньги привезти в нашу страну и купить сырье там, где нам это выгодно".
Кстати, белорусам вовсе не обязательно искать нефть за тридевять земель. По мнению российского посла в Минске Александра Сурикова, чтобы добывать нефть в России, у Минска нет никаких проблем. Но в России, чтобы получить допуск к месторождениям, "надо участвовать в конкурсах на общих основаниях и побеждать в них". Минск, судя по всему, рассчитывает на эксклюзивные права, льготные условия покупки скважин. Но менять рыночные правила игры, причем накануне вступления в ВТО, не в интересах России.
На каких же условиях рассчитывает Минск подступиться к скважинам в Венесуэле, Иране, том же Азербайджане? На этот счет в интервью журналистам
белорусский президент не распространялся. Хотя именно здесь прячется главная интрига: Каракас и Баку заинтересованы в иностранных инвестициях ничуть не меньше, чем сама Белоруссия. А ее инвестиционные возможности, чтобы побеждать в конкурсах, не так уж и велики.
Александр Лукашенко, судя по всему, это прекрасно понимает. Он признает тот факт, что дешевле, чем в России, сырье купить негде. "Это самый выгодный вектор на сегодняшний день",- сказал он, добавив, однако, что в зависимости от состояния двусторонних отношений "мы будем иметь разные варианты поведения". Поставлять нефть из других стран, может, будет и дороже, но если сложатся форс-мажорные обстоятельства, "мы на коленях стоять не будем".
Александр Лукашенко категорически не согласен с тем, что намерение Белоруссии добывать нефть в дальнем зарубежье является с его стороны обычной пиар-акцией. "Если это пиар, то хороший пиар", - заявил он журналистам.