Первый, но так и не доведенный до логического конца, - попытка депутатов принять обращение к премьер-министру о разделении министерства здравоохранения и социального развития. Второе же, настойчивое - в отличие от депутатского, - предложение поступило от глав дальневосточных регионов, губернатора Камчатки Машковцева и Магаданской области Николая Дудова: воссоздать министерство рыбного хозяйства.
За четыре дня дальневосточного турне Михаил Фрадков пообещал в общей сложности как минимум 130 миллиардов рублей трем регионам. Правда, если Чукотка просила 50 миллиардов до 2020 года и премьер посчитал цифры не такими уж большими, Камчатка - 20 миллиардов и, не исключено, еще 30 миллиардов на сейсмоустойчивость, то Магаданская область, видимо, в одиночку решила освоить весь бюджет ФЦП "Развитие Дальнего Востока и Забайкалья", представив стратегию развития региона как минимум на 100 миллиардов, с планами по строительству железной дороги от Якутска до Магадана еще за 150 миллиардов. Однако дали им лишь 30 миллиардов рублей. То есть, как ни хотелось бы главе правительства не распылять федеральные деньги, видимо, другого выхода просто не будет.
Понимая, что 258 миллиардов, отведенных дальневосточным регионам на развитие, явно не хватает, Фрадков даже возмутился, что не деньги раздавать приехал. А столь жесткий напор магаданских чиновников к исходу дальневосточного вояжа просто испугал премьера.
- Мы должны реагировать, но отдельно по регионам - было бы неправильно, иначе рискуем набрать огромный портфель заказов для финансирования из бюджета, - остудил он наполеоновские планы магаданцев.
Объехав Якутию, Чукотку, Камчатку и Магаданскую область, премьер и так арифметически получил цифры, которые бюджет просто не осилит. Везде энергетические, транспортные и социальные проблемы.
- Надо не оперировать большими цифрами, а ставить целевые задачи, - отбивался Фрадков, видимо, прикидывая ограниченность бюджетных ресурсов. - Мы же не с чистого листа жизнь начинаем. Не надо брать на себя излишних необеспеченных обязательств. У нас страна большая и задачи амбициозные. Но все хорошо в меру.
В общем, пообещать - не дать... На самом деле если говорить о чувстве меры, то буквально на прошлой неделе Совет Федерации одобрил закон об особой экономической зоне в Магаданской области. Автор закона, который сенаторы ранее отклоняли, вице-спикер Владимир Пехтин терпеливо сопровождал премьера в нелегкой поездке, явно лоббируя интересы области. Закон, вступающий в силу с
1 июля 2007 года, по сути продлил режим магаданской особой экономической зоны до 31 декабря 2014 года и расширил зону до пределов административной границы области. Кроме того, вводятся режим свободной таможенной зоны и особый порядок уплаты налога на прибыль резидентами (ставка может быть ниже 13,5 процента). Фактически Магаданская область становится вторым и пока последним регионом, на который распространяется подобный режим. В новой формулировке закона не предусмотрено понятие "бюджет ОЭЗ". Вместо этого федеральные власти берут на себя обязанности по предоставлению региону субсидий. Но этого, судя по всему, Магаданской области недостаточно. Оказалось, что окончательное закрытие поселков и переселение из них застопорилось из-за отсутствия денег.
- Тягомотина такая, - подметил Фрадков, комментируя просьбу о последнем транше в 250 миллионов рублей на эти цели. Но пообещал вопрос решить. Тем не менее губернатор Магаданской области Николай Дудов жаловался не только на отсутствие денег, но и на длительные процессы согласования решений. Именно поэтому он вновь предложил воссоздать мини-стерство рыбного хозяйства, несмотря на то, что история этого ведомства закончилась в 2003 году довольно скандально. В процессе согласования сегодня уча-ствуют ни много ни мало 12 ведомств. Зато всем работа есть.
- Доходит до того, что коек на кораблях для проверяющих не хватает, - возмущался магадан-ский рыбопереработчик. - А браконьерство процветает. Фактически магаданские власти предлагают отменить установление объема допустимого улова по лососевым и распределение квот в соответствии с научным прогнозом. То есть восстановить порядок оперативного регулирования промысла в субъектах. Ровно так же, как и передать регионам право самостоятельно регулировать и прибрежное рыболовство. Серьезной проблемой для рыбаков сегодня является и отсутствие в Налоговом кодексе механизма возврата средств за оплаченные, но неосвоенные объемы биоресурсов. В общем, платить рыбаки хотят за фактически выловленные объемы. На самом деле современные правила рыболовства сегодня действительно отсут-ствуют. Росрыболовство должно представить их лишь к 10 апреля. Однако у рыбаков к документу большие претензии, следовательно, судьба проекта по-прежнему под вопросом.
- Я многое начал понимать из того, на что раньше не обращали внимания, - признался премьер. - Браконьерством рыбаки занимаются не от хорошей жизни: нормативная база страдает.
В общем, Фрадкову очень бы хотелось, чтобы все в стране работало "на автомате", но пока ему приходится все отслеживать лично. С этим выводом глава кабинета министров и отправился в Центр.