Беда от второй смены
Российская газета | Принято говорить: одежда не по размеру. Значит, нужна другая. А когда у малыша гастрит? Эта болезнь явно ему не по возрасту. Значит?...
Геннадий Онищенко | Значит, нужны срочные меры. Именно срочные. Я об этом недавно подробно говорил в "Интерфаксе". Нельзя далее спокойно уповать на то, что каждый третий из родившихся в ХХI веке или в самый канун его по своему развитию не готов к обучению в школе. У нас ребятишек, страдающих дефицитом веса, в три раза больше, чем десять лет назад. Сниженные антропометрические характеристики у десяти процентов детей. Десять лет назад было три процента. Эта стремительно развивающаяся болезнь нашего века - реальная угроза национальной безопасности страны.
РГ | Но есть же немало нормативных документов в защиту детей.
Онищенко | Лишь нашей службой за последние три года принято 20. Но беда в том, что они не только не выполняются, но нередко саботируются руководителями местных администраций. Скажем, учеными-медиками разных специальностей доказан вред, наносимый детям двух-, тем более трехсменными занятиями. Но большинство школ работают именно в таком режиме. В Республике Тыва 64 процента школьников учатся в две смены. Причем даже в младших классах. И это в горной Тыве с ее суровыми зимами, коротким днем. Представьте на минуту этого кроху, который с рюкзаком за спиной тащится в темноте по потрескивающим от мороза сугробам.
В центре сибирской цивилизации Омске, в южной Астрахани, в западном Брянске большинство школ тоже работают в две смены. И не из вредности идут на это школьные и губернские начальники. Просто мест не хватает. А не хватает потому, что некоторые школы выходят из строя, так как нет денег на ремонт, или из-за того, что мало учеников. А откуда им взяться, когда рождаемость низкая? Бесперспективные школы закрывают, и детей везут в районные или городские. А там тоже лишних мест нет. Разбухают классы. Какой уж тут индивидуальный подход к ученику? Какое уж тут внимание к его здоровью? На учителя и на ученика накатываются стрессы и... болезни. Такая простая логика. Большинство школ обставлено мебелью, не имеющей никакого отношения к возрасту и росту ученика.
РГ | В середине пятидесятых я начинала свою трудовую деятельность в деревенской школе под городом Горьким. Школа была деревянная, отопление печное, удобства на свежем воздухе, о горячей воде речи не было. Прошла целая жизнь. А подобных школ и сейчас немало.
Онищенко | Немало! Хотя есть и такие, в которых светлые бассейны, современные физкультурные залы, прекрасные компьютерные классы. Но не они делают погоду. К тому же и в них перегруженные учебные программы, не соответствующие действующим санитарно-эпидемиологическим нормам. О каком здоровье можно говорить, если десятилетний человечек должен отбыть пять-шесть уроков с перерывами по пять минут вместо 10-15? А в пятнадцать лет количество уроков доходит до 8-10 с теми же пятиминутками на перерыв. И при всем при том, ученик вынужден весь день "сидеть" на батончике сникерса и бутылке пепси из школьного буфета. Или перебиваются бутербродами, принесенными из дома. Если, конечно, школьник из нормальной семьи. А если из неблагополучной, то бутерброд весьма проблематичен.
Холодное отношение к горячему питанию
РГ | А школьные столовые?
Онищенко | В них сейчас питается половина учащихся первых четырех классов, сорок процентов учеников 5-9 классов и 30 процентов старшеклассников. Во многих субъектах РФ учащиеся старших классов вовсе лишены горячего питания. Оно заменяется буфетной продукцией.
РГ | А как же постановление Роспотребнадзора об оснащении за счет региональных бюджетов пищеблоков образовательных учреждений современным технологическим и холодильным оборудованием, об оптимизации рационов питания и так далее?
Онищенко | Я уже говорил, что нормативные документы есть. Нет их исполнения на местах. В этом главная беда. Хотя в субъектах Федерации утверждены 82 региональные программы, предусматривающие организацию производства продуктов массового потребления, обогащенных йодом, железом, другими микронутриентами. К примеру, по постановлению губернатора Хабаровского края пищеблоки всех детских и подростковых учреждений оборудованы как положено. В Тамбовской области вопросы профилактики гиповитаминозов включены в областную целевую программу "Здоровый ребенок". Благодаря реализации пилотного проекта "Школьное молоко" все первоклассники Удмуртии получают порционное, витаминизированное молоко. Но отрицательных примеров куда больше. В прошлом учебном году горячее питание получали 68,5 процента школьников. Ранее процент был 62,9. Согласитесь, рост невелик.
Полтора рубля на обед
Онищенко | В школьном питании масса проблем. Главная - недостаточное финансирование из бюджетов различных уровней. Потому часто меню составляется с учетом стоимости продуктов, а не физиологической потребности детей. Не выполняются нормы питания по молоку, сливочному маслу, овощам, фруктам. Порции меньше, чем положено. Калорийность восполняется углеводсодержащими продуктами. Это меня просто убивает. За благопристойными формулировками "невыполнение норм питания", "занижение порций готовых блюд" скорее всего явления, которые в компетенции правоохранительных органов.
Особенно этим отличаются Чувашия, Камчатская, Курганская, Брянская и Магаданская области. Тут нужны иные- социальные меры. В том числе и иная зарплата. На нее требуется дополнительное финансирование. А его не хватает даже для покупки холодильника для пищеблока. Я буду оперировать фактами и цифрами. Средняя стоимость обедов в сельских районах 10-15 рублей. В городах - 20-25. Как умудряются сельские, да и городские умельцы от плиты хоть какой-то обед соорудить за нынешние 10-20 рублей?
К тому же большинство школьников эти "обеды" покупают на свои, точнее на родительские деньги. А много ли семей среднего достатка может позволить себе каждый день выдавать на обед сыну или дочери 25 рублей? Не забудьте, что нередко еще нужны деньги на дорогу до школы и обратно. Из федерального бюджета финансируется питание детей, проживающих в зоне радиоактивного загрязнения в результате Чернобыльской аварии. Еще федеральный бюджет оплачивает питание ребятишек некоторых дотационных территорий. Муниципальные бюджеты выделяют деньги на меню школьников из группы так называемых социально незащищенных. Знаете, какие это деньги? От полутора до 85 рублей! Какой обед можно в наше время приготовить за полтора рубля?
РГ | Никакой!
Меню для нацпроекта
Онищенко | Как было в советские временя определено выделять из бюджета местного совета депутатов трудящихся 1,5-3 рубля на обед школьника, так и осталось по сей день. Но тогда килограмм мяса стоил 2 рубля 90 копеек.
В богатых муниципальных образованиях на школьный обед выделяют до 85 рублей- ну как в Москве. Но дети-то живут и учатся не только в Москве. Все российские ребятишки должны получать полноценное питание. Потому сейчас, когда идет формирование бюджета будущего года, когда готовится финансовая трехлетка и во исполнение данного в декабре 2005 года президентом РФ поручения министерству образования и науки о комплексе мер, направленных на организацию питания детей в школах, считаю необходимым разработать Национальный проект. В нем обратить особое внимание на создание экономических механизмов обеспечения финансирования школьного питания. Чтобы оно отвечало физиологическим потребностям детей и гигиеническим нормам. Чтобы везде школьные пищеблоки были оснащены современным оборудованием. И к решению этой без преувеличения жизненно важной проблемы необходимо привлечь бизнес. Разумнее всего воспользоваться мировым опытом, когда экономически развитые страны кормят своих школьников на средства государственного бюджета, независимо от доходов родителей, места проживания.