Цель таких проектов - построить "большое количество" павильонов, создать производство "под ключ" - от подбора актеров до съемок и монтажа. А значит, удешевить съемки фильмов. И не только для отечественных компаний-производителей, но и для сдачи в аренду павильонов западным клиентам. Съемки в России сейчас обходятся в среднем на 30-40 процентов дешевле, чем в Европе. Спонсорами выступают несколько финансово-инвестиционных компаний и банков, которые сумели оценить доходность этого бизнеса. До этого они финансировали с десяток телесериалов и признали, что в ближайшем будущем Россия будет смотреть до 70 процентов отечественного кино.
Как на Аргентинщине
То, что народ хочет смотреть кино про русскую жизнь, а не про аргентинскую, нашим телемагнатам стало понятно восемь лет назад, когда в 1999 году после дефолта питерские кинематографисты сняли "Улицы разбитых фонарей". С них и начался вал. В начале 2007 года 11 российских телеканалов показывали уже 59 сериалов. Из них 15 были зарубежного и 44 - отечественного производства. Тем более "печь" сериалы в стране дешевле, чем покупать за рубежом. За три года доля русских сериалов в телеэфире выросла с 21 до 54 процентов. Сегодня его ежегодно сотрясают не менее 2 тысяч часов премьерных показов российского производства. Это не так много, как в странах Латинской Америки, где "надрессированный" телезритель способен переварить до 30 тысяч премьерных часов в год. Но и не так мало, учитывая небольшой по мировым меркам опыт наших каналов по привлечению массового зрителя к домашним экранам.
Правда, почти треть отечественных сериалов, таких, как "Счастливы вместе" и "Не родись красивой", имеет иностранные корни. Но общей оптимистичной картины, по мнению экспертов рынка, это не портит. Переводные сериалы с их поточной технологией пользуются особым спросом среди российских продюсеров "мыла". Они, как правило, мало торгуясь, выкупают у иностранцев права на идеи. За три года расходы каналов на приобретение сериалов выросли с 40 до 300 млн. долларов в год.
Критерий покупки - высокие рейтинги сериала за рубежом, положительные отзывы телепрессы, высокие рекламные сборы в странах показа, динамика спроса на международных рынках. После этого уже в России компании-производители адаптируют идеи на русский лад, проводят кастинги актеров, формируют творческие группы, строят декорации, закупают реквизит для съемок. А также, что немаловажно, присваивают героям русские имена. И тогда вместо индийской "неподражаемой Ясси" появляется наша некрасивая, но счастливая Катя Пушкарева. А на смену американской еврейке Фане приходит обрусевшая хохлушка няня Вика. Но особо близки русскому зрителю сюжеты от латиноамериканских сценаристов, нынешних законодателей моды на мировом сериальном рынке.
"Улицы разбитых фонарей" не заездить
За право показа одной серии вещатели выкладывают от 30 тысяч до 200 тысяч долларов за час. По подсчетам экспертов телерынка, основанных на анализе прайс-листов и рейтингов, каналы при этом имеют 120-180 процентов валовой маржи на каждой серии хитовых сериалов. То есть, условно, платя 100 долларов, получают от рекламы 220-280 долларов. Вдобавок структура рекламных доходов, к примеру, от лицензионных ситкомов (ситуативных комедий, например, "Моей прекрасной няни"), состоит из показов, которые выдерживают до 10 повторов в течение двух-трех лет. Для сравнения. "Улицы разбитых фонарей" повторяются, как правило, до 6-7 раз. А прокат отечественных телероманов "Доктор Живаго", "Гибель империи", "Идиота" показывает, что даже 1-2 дополнительных показа с лихвой окупают затраты. Впрочем, в открытом доступе увидеть реальные цифры, прозрачную финансовую аналитику по телесериалам невозможно. Как сказал, один из участников этого рынка, "пока все во мраке".
Самостоятельную нишу на рынке телесериалов осваивают сегодня и отечественные производители, или продакшн-студии. Если при найме вещательными компаниями таких студий маржа от проката телесериала распределяется поровну - 50 процентов студии, 50 - каналу, то теперь производители пытаются организовать дело таким образом, чтобы разработать собственную идею сценария и заработать на этом все сто процентов прибыли.
По словам одного из известных российских "управленцев" на "телесериальном" рынке Игоря Мишина, средняя стоимость производства одной серии, в зависимости от формата, обходится сегодня студиям от 30 тысяч до 200 тысяч долларов. Норма прибыли производителя - 15-20 процентов. То есть, опять же условно, если серия снимается за 100 долларов, то канал покупает ее за 110-120 долларов. На протяжении последних 4 лет производители стараются сохранять права на сериал, лицензируя каналу несколько показов. В целом прибыль сериала - от 10 процентов (при неудаче) и до 30 процентов (при успехе). Также источниками сопутствующих доходов (цифры не уточняются) для компаний-производителей все чаще становятся продажа прав на выпуск компакт-дисков, сувениров. Даже открывают сеть магазинов одежды, как это произошло "по следам" сериала "Не родись красивой" в Екатеринбурге, Москве и Ярославле. История с брендом Zimaletto вообще стоит особняком. Он был придуман специально при запуске сериала "Не родись красивой" компанией-производителем, затем зарегистрирован в Роспатенте. В итоге от его продажи компания получила неплохие деньги.
За понюшку табака
Все быстрее "осваивают" сегодня сериалы алкогольные, пивные и табачные компании, чья реклама на телевидении запрещена законом. Так называемый рroduct placement, то есть размещение торговых марок, к примеру, узнаваемых фирменных сигарет, коньяка, зубной пасты, "ненавязчиво" вплетенных в сценарную вязь сериалов, считается удобной нишей для продвижения продукции. Соответственно компании переключают финансовые потоки в создание телесериалов.
Дело в том, что в Законе "О рекламе" есть норма: товары, которые органично интегрированы в сюжетную линию, не рассматриваются как реклама. В отличие от роликов, "прокручивающихся" в рамках ограниченного времени рекламной кампании, телесериалы показывают в течение нескольких недель, а то и лет, что позволяет охватить многомиллионную аудиторию и увеличить доходы компаний в несколько десятков раз. И телемагнаты предоставляют им широкое поле для деятельности. Впрочем, время дикого рынка телесериалов, похоже, заканчивается. Некоторые каналы уже получили предписания Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с требованием обратить внимание на кадры, где герои, например, пьют и нахваливают конкретный напиток. По словам начальника управления контроля и надзора за соблюдением законодательства в области рекламы ФАС Сергея Пузыревского, есть случаи, когда "внедрение" торговых марок принимает агрессивный характер и переходит допустимую грань. И с этим антимонопольщики мириться не собираются.
Отвечая на вопрос "РГ", по какому пути в ближайшее время "пойдут" российские телесериалы, Игорь Мишин не без шутки заметил: "Вертикально". Это когда тот или иной сериал будет показываться только по определенным дням недели. В случае провала "сериальные недельки" будут оперативно тасовать, заменять или даже вынимать из сетки вещания и ставить в другую. Обкатка вертикального формата, считает бизнесмен, цивилизует конкуренцию между каналами, и в целом, поможет выстроить новую схему по продвижению телесериалов и превращению их по качеству в телефильмы. При этом стоимость одной серии достигнет 300 тысяч долларов за час, приблизившись к сериальным бюджетам европейских стран - до 700 тысяч долларов. Впрочем, магнатов, сделавших ставку на доходный сериальный бизнес, такие затраты не пугают и вскоре вполне будут им по карману. Сверхцель - строительство в России все новых и новых "голливудов", вовлечение в совместные проекты влиятельных иностранных партнеров, специализирующихся на развитии мировой телеиндустрии. В 2006 году "первые ласточки" с мировыми именами уже открыли свои офисы в Москве. Но для привлечения серьезных инвесторов в портфеле продакшн-студий должно находиться не два-три сериала, а до 30-50 телепродуктов, вплоть до многосерийных, полнометражных мультфильмов.