И вот свершилось. Можно искать и даже находить недостатки в екатеринбургском "Figaro", но уже состав публики на единственном московском показе свидетельствует: что-то произошло принципиально новое. Любое сравнение чрезмерно, но первое, что приходит на ум: так вахтанговская "Принцесса Турандот" сделала старое сочинение Гоцци манифестом нового театра. Это было прекрасное хулиганство, которое открыло путь к новой свободе сценического существования.
Театр именует свое творение "ремикс-оперой". Ремикс отличается от привычной аранжировки тем, что в нем замешана новейшая электроника: в этом миксере взбалтываются и переходят в иное качество уже не мелодии, а "дорожки", звуки, предусмотренные композитором, смешиваются с имитацией звонов и шорохов природы. Это технологии эпохи спецэффектов: в ней авторский замысел именуют проектом, а готовое произведение - продуктом. И любой ропот по этому поводу подобен ворчанию "Антона Ивановича", который "сердился" в старой кинокомедии, и которого веселый Бах за это обозвал ослом.
"Figaro" - спектакль очень молодой, в нем играет не только новое поколение артистов знаменитого коллектива, но и актеры, отобранные в результате обширного кастинга – ход, для репертуарного театра более чем смелый. Замысел, предложенный автором идеи и композиции, режиссером Дмитрием Беловым, оказался столь захватывающе сложным, что мигом сплотил эту разнородную компанию – возникла совершенно студийная, азартная атмосфера единомыслия, редкое чудо в театре вообще, и уж совсем раритетное – в театре оперетты.
Белов предложил замахнуться не менее чем на Вольфганга нашего Амадея. Поставить кибернетический вариант "Женитьбы Фигаро" Моцарта, разыгранный в как бы виртуальном пространстве теми молодыми людьми, которых по жизни уже не отличить от роботов. Замысел оказался по-своему коварен: он высвободил в этих живых роботах, привыкших все на свете просчитывать, где-то глубоко припрятанную ностальгию по первобытно искренним чувствам. Это как если бы уличный рэппер в штанах-багги вдруг запел из Россини в стиле хип-хоп, открыв попутно, что есть на свете такая штука, как любовь.
Игорь Пономаренко из "Терем-квартета", создатель екатеринбургского "Меццо-джаза" Антон Куликов и известная в Екатеринбурге джазовая певица и педагог Елена Захарова, посягнув на Моцарта, счастливо обошли почти все рифы "осовременивания классики", чреватые пошлостью. Пошлость обычно возникает от полумер, от робкого "и хочется, и колется". А здесь в союзниках авторов оказались творческая смелость и заразительная талантливость всех участников проекта. Они сумели почувствовать себя свободными – а это первое условие успеха большого и принципиального.
Этот спектакль выгодно отличается от "постмодернистских" упражнений, захлестнувших театр и кино, полным и даже странным по нынешним временам отсутствием самодовольной глупости. Игра идет умная, самоироничная. Актеры пробуют себя в самых разных ипостасях и почти везде оказываются на высоте. Слушая этого странного электронного Моцарта, каждый миг ощущаешь неподдельную любовь к нему, царящую на сцене и за сценой. "Бисы", с той же математической точностью спрограммированные в финале, становятся прямым признанием в этой любви. В них - восторг перед невероятным.
Из актеров на "Маску" выдвинуты Владимир Алексеев (Альмавива), Александр Копылов (Фигаро), Мария Виненкова (Сюзанна) и Елена Костюкова (влюбленный мальчик Керубино, словно срисованный с того
Сейчас он идет под "минусовую" фонограмму: запись электронного сопровождения и живое микрофонное пение. В этом есть издержки, но они неизбежны на переходе, когда музыкальный театр присматривается к новейшим технологиям и их примеряет. Но это процессы, вне которых театр становится музеем, а потом станет свалкой воспоминаний. Свердловская музкомедия не просто приспособила технику к застарелым нуждам жанра, а сделала ее орудием нового творчества – принципиально другого. Это – эксперимент, он удался. Отсюда пьянящий вкус победы: театр Кирилла Стрежнева, за которым со времен Георгия Кугушева и Владимира Курочкина тянется репутация "лаборатории оперетты", снова заявил о себе как лидер жанра.