09.04.2007 04:55
Власть

Персональные данные российских авиапассажиров будут передаваться иностранным спецслужбам

Персональные данные российских авиапассажиров будут передаваться иностранным спецслужбам
Текст:  Тамара Шкель
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4336) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4337)
Читать на сайте RG.RU

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении поправки в Воздушный кодекс России. И теперь российские авиаторы могут поделиться своими сведениями о пассажирах не только с правоохранительными органами своей страны, но и уполномоченными органами иностранных государств.

Вообще-то и сейчас нетрудно узнать, кто летит на самолете, достаточно посмотреть в "перевозочные документы", где указаны имя и фамилия пассажира. Однако это знание может оказаться запоздалым, не позволит обнаружить потенциального террориста до того, как он поднялся на трап самолета с черными замыслами.

Предложенные правительством поправки дают доступ в электронные системы бронирования авиакомпаний, где информация о пассажире несколько шире и включает в себя дату рождения, паспортные данные, контактные данные - номер телефона, регистрационный номер агента, забронировавшего билет на полет. До сих пор все эти сведения у нас были под замком. Между тем в США в 2001 году принят Акт о безопасности на транспорте и в авиации, обязывающий все авиакомпании, совершающие полеты на территорию США, предоставлять Департаменту внутренней безопасности США доступ в системы бронирования для предварительного исследования данных пассажиров. И сейчас 92 авиакомпании из 65 стран, осуществляющие рейсы в США, уже предоставляют американцам доступ к своей базе данных бронирования пассажиров. То, что среди этих авиакомпаний не оказалось российских, было чревато санкциями по отношению к ним со стороны американских властей - им грозил штраф до пяти тысяч долларов США с каждого пассажира (кстати, примерная стоимость билета Москва-Нью-Йорк-Москва 2000 долларов США).

Чтобы исключить всякие сомнения по поводу чистоты своих намерений, американская сторона гарантировала полную конфиденциальность и защиту информации от несанкционированного доступа, пообещав использовать ее только для повышения уровня авиационной безопасности, усиления мер по борьбе с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и выявления террористов и криминальных элементов. И выразила готовность предоставлять правоохранительным органам Российской Федерации доступ к своим системам бронирования для этих же целей.

Правда, некоторые сомнения у депутатов все же остались. Сергей Глотов (фракция "Родина" - "Патриоты России") высказал опасение, что базы данных могут попасть не в те руки, в которые они должны попадать. Однако вице-спикер нижней палаты "единоросс" Владимир Катренко возразил всем сомневающимся - и коллеге Глотову, и правозащитникам, которые увидели в новой норме Воздушного кодекса нарушение прав человека. "Самолеты - самый излюбленный вид транспорта террористов, - сказал он журналистам, комментируя законопроект. - Теракты в воздухе страшны своей неотвратимостью и лишают заложников всякой надежды на спасение. А в случае потрясшей весь мир атаки на американские башни-близнецы жертвами стали не только пассажиры лайнеров. В России после целой череды террористических актов на воздушном транспорте в аэропортах ввели личный досмотр пассажиров". "Конечно, это неудобно - разуваться, а затем таскать одежду и обувь в пластмассовых коробках, признал Катренко. - Не слишком приятно, когда персонал обыскивает или просит предъявить к досмотру ручную кладь. Однако все мы понимаем: столь неприятные процедуры должны предотвратить попадание на борт террористов, это делается для нашей же безопасности. Поэтому относимся к предполетной "экзекуции" терпеливо. Так же следует воспринимать и предоставление персональных данных правоохранительным органам. Добропорядочным россиянам опасаться нечего. Их права не пострадают. Зато на другой чаше весов самое главное - спасенные жизни людей.

Госуправление Транспортное право