Подписанный прокурором документ, оказавшийся в распоряжении "РГ", восстанавливает всю хронику конфликта. Истоки его относятся еще к 1987 году, когда Совет Министров РСФСР издал распоряжение о передаче МВТУ им. Баумана куска земли для строительства учебного корпуса и жилого района. Этот участок общей площадью 390 гектаров находился на территории Подольского района и включал в себя часть города Щербинки, а также деревни Щербинка, Захарьино и частично Захарьинские дворики. Московская область ничего против такого решения не имела, о чем свидетельствует совместное обращение исполкомов Московского областного Совета народных депутатов и Московского городского совета в Президиум ВС РСФСР с просьбой передать данный участок в административное подчинение городу Москве. Более того, и власти Подольского района не возражали против наметившихся изменений территориальных границ. Они собственноручно оценили изымаемую у них землю и выставили счет за убытки, которые терпел район, теряя ее. Еще в 1989 году Буманка по выставленным счетам честно рассчиталась.
Но пройдет шесть лет, и подмосковные власти словно забудут и о данном облсоветом согласии, и о полученных за землю деньгах. Московская областная Дума примет, а губернатор области Борис Громов подпишет закон, в соответствии с которым участок, переданный Москве, словно по-прежнему является собственностью Московской области. А точнее, Подольского муниципального района. Его руководство не теряет такого благоприятного момента и начинает немедленно чудом вернувшуюся землю сдавать в аренду агрофирмам, неплохо зарабатывая на этом.
Москва же, не подозревая о происходящем, отводит МВТУ им. Баумана другой участок и сама помогает вузу отстроиться. Параллельно город занимается и разработкой проекта планировки Щербинки, который в ее генплане значится в виде нового жилого микрорайона. И лишь когда настал час реализации планов, тут-то и обнаружились неведомо откуда взявшиеся новые хозяева земли. Да и сама земля вдруг неожиданного оказалась в границах чужого района.
Уже два суда - Арбитражный суд Московской области и Десятый арбитражный апелляционный суд пытались рассудить спор Москвы и Подмосковья. Первый выступил на стороне властей Подмосковья, второй - принял постановление в пользу столицы. Но его решения подмосковные власти не выполнили. И тогда правительство Москвы вынуждено было обратиться с заявлением в Генпрокуратуру. Ведь дело не только в том, что в Москве сейчас вообще на счету каждый кусок земли и городу все сложнее развиваться. Именно в спорной Щербинке Москва взялась в соответствии с федеральной программой возвести 4 тысячи квадратных метров квартир для семей военных. Но сейчас эти планы оказались под угрозой срыва, так как строители должны были выйти на площадку еще минувшей осенью, но сделать это оказалось невозможно: новоявленные хозяева земли огородили участок чем-то вроде противотанковых ежей.
Но вот наконец-то история, кажется, подходит к концу. Прокурор Московской области Сергей Замуруев потребовал признать недействующим тот самый закон Московской областной Думы, который внес такое напряжение между двумя субъектами Федерации. В том же, что спорная до сих пор земля, давно уже принадлежит Москве, он не сомневается.
"Нужно срочно выполнять решение прокурора, - заявил в минувшую субботу мэр Москвы Юрий Лужков. - Ибо речь идет не о коммерческих или инвестиционных делах, а о решении социальной задачи, так как люди в погонах оказались в нашей стране в самом худшем положении среди всех слоев населения".