10.04.2007 03:30
В мире

Британские моряки зарабатывают на своем пребывании в иранском плену

Британцы заработали деньги на пребывании в иранском плену
Текст:  Ольга Дмитриева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4337)
Читать на сайте RG.RU

Этот неожиданный жест военного ведомства не имеет прецедентов в истории. Британским солдатам, как напомнила "Дейли телеграф", никогда не разрешали использовать в своих интересах испытания, пережитые на войне.

На этот раз от неукоснительной традиции отступили. И военное ведомство великодушно позволило вернувшимся из плена военнослужащим "подхалтурить", компенсировав тем самым пережитые волнения. При этом армейское начальство убивало и второго "заяца" - расчет, видимо, делался на то, что бравые матросы своими рассказами подбросят поленьев в огонь общественного возмущения Ираном.

Но, кажется, вышла осечка. Репутация Лондона не только не выиграла, но, судя по весьма бурной реакции самих британцев, получила дополнительную пробоину. Бывший командующий британским контингентом в Боснии полковник Боб Стюарт заявил, что он в ужасе от того, что министерство обороны поощряет зарабатывать на "военной катастрофе": "Некоторые из освобожденных иранцами матросов ведут себя как звезды телевизионного реалити-шоу". В прошлом высокопоставленный сотрудник министерства иностранных дел Великобритании Крейг Мерей высказался не менее жестко: "Попав в плен, можно заработать деньги, равные зарплате за несколько лет, вместо того, чтобы не попадать в плен и делать свою работу - это довольно странная система стимулирования".

С нескрываемым возмущением отреагировали на продажу матросских переживаний и родственники погибших в Ираке британских солдат. О каких же гонорарах для морских пехотинцев-мемуаристах идет речь? О весьма солидных. Как пишет еженедельник "Обсервер", побывавшие в плену военнослужащие получат в общей сложности 250 тысяч фунтов (почти 500 тысяч долларов). Полагают, что самый крупный контракт заключила 26-летняя Фэй Терни, которая продала права на свою историю телекомпании ITV и бульварной многотиражной "Сан" за 150 тысяч фунтов. Правда, по данным "Санди таймс", морские пехотинцы намерены 10 процентов своих совокупных гонораров отдать на благотворительные цели. Однако сути дела это не меняет.

А ситуация, как утверждает "Санди таймс", выглядит так: некоторые из освобожденных президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом британцев получат денег существенно больше, чем предусмотрено за ранения в боевых условиях. В самом деле: стандартный "тариф", выплачиваемый за потерю руки на фронте, составляет для британского военнослужащего 57 500 фунтов.

О чем же столь эксклюзивном поведала молодая военнослужащая в своем интервью газете "Сан"? Прежде всего - о пережитых ею страхах. О том, что ей казалось, мерещилось, и чего она опасалась. Опасалась же Фэй Терни, что иракцы могут изнасиловать ее, а то и убить. Например, услышав визг циркулярной пилы за стеной камеры, мисс Терни решила, что "дьявольские иранские похитители" мастерят ей гроб.

Вспоминая пережитое, особый упор она делает на одиночную камеру, в которой ее держали, отделив от остального экипажа. Возможно, иранцы сделали это и впрямь по злой воле. Но, возможно, и потому, что по законам и моральным нормам этой страны не считали возможным помещать женщину вместе в мужчинами в одной "спальне", пусть и тюремной. Любопытно также, что интервью проиллюстрировано снимком, на котором Фэй Терни демонстративно держит в руке прозрачный синий шарфик в цветочек, который дали ей в иранском плену, дабы покрыть голову. В Британии всегда с подчеркнутым уважением относились к культуре и традициям других наций, к ношению хиджаба в том числе. И для британцев всегда было очевидно, что в чужом монастыре требуется соблюдать его устав. Недаром и нынешняя британская королева входила в чужие храмы, сняв обувь.

Спору нет, это крайне печально, когда в тюрьме, в одиночной камере женщину раздевают до трусов, а потом "швыряют" ей пижаму и четыре не слишком чистых одеяла. И нет ничего хорошего в том, что пленников допрашивают, угрожая им семью годами тюрьмы за шпионаж и вынуждая тем самым делать "фальшивые" признания. Но - "на войне как на войне", а в плену как в плену.

Видимо, в этом тоже есть своя горькая правда. Впрочем, к чести Терни при всех своих испытаниях она не сделала, по ее собственным словам, ничего, что поставило бы под угрозу безопасность Британии. И, в конце концов, вернулась домой ко дню рождения дочери, как и обещала.

Между тем

Иранское телевидение показало новые видеозаписи, сделанные во время пребывания морских пехотинцев в плену. На них видно, как британцы смотрят телевизор, играют в шахматы и свободно общаются между собой.

Великобритания