Предложенные изменения, по мнению минэкономразвития, во многом устранят благоприятные условия для ведения корпоративных войн с использованием "административного ресурса". По экспертным оценкам, объем спорных активов в 2005 году составил около 200 миллиардов рублей, а это фактически стоимость захваченных и захватываемых предприятий.
Для предотвращения и пресечения недобросовестных корпоративных захватов предлагается ряд новых и достаточно жестких мер. В частности, законопроект вносит существенные изменения в АПК РФ. Первое, что предлагается, - это установить исключительную подсудность всех дел по спорам акционеров или участников, связанным с деятельностью хозяйственных товариществ и обществ, включая дела по искам к держателям реестров (регистраторам) акционерных обществ. Отныне все подобные споры должны рассматриваться арбитражным судом по месту нахождения соответствующего юридического лица. Далее законопроект устанавливает правила обязательного соединения в одно производство тесно связанных между собой требований, вытекающих из корпоративных отношений, а также ряда иных механизмов, направленных на стечение дел, вытекающих из одного "корпоративного спора", к юрисдикции арбитражного суда по месту нахождения юридического лица.
Предусматривается обязательное оперативное извещение юридического лица, в отношении которого возник "корпоративный спор", обо всех существенных фактах судебного производства (принятие иска к производству, принятие судебного акта и так далее). В свою очередь такие юридические лица будут обязаны обеспечить своим акционерам доступ к указанной информации по судебному делу.
Помимо этого, к числу нововведений в том числе относятся: уточнение правового регулирования процедур обжалования решений органов управления организации, а также оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью; сокращение сроков исковой давности при оспаривании корпоративных актов, а также актов государственной регистрации юридических лиц или изменений в их учредительные документы. Определение четкого механизма распределения ответственности эмитента и регистратора за убытки, причиненные акционеру в связи с ненадлежащим ведением или хранением регистратором реестра акционеров.
Вводится институт предварительного судебного контроля внеочередного общего собрания акционеров, проводимого миноритариями.
Хотелось бы отметить, что, несмотря на то, что депутаты одобрили законопроект в первом чтении, многие из них считают, что он требует существенной доработки. В частности, Комитет Госдумы по собственности отмечает, что данный законопроект было бы целесообразно дополнить положениями, уточняющими правовое регулирование учетной системы рынка ценных бумаг - регистраторов и депозитариев. Есть свои замечания и у Верховного и Высшего Арбитражного судов. В частности, Верховный суд считает, что предусмотренные проектом новации в части перераспределения судебной подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами вызывают серьезные возражения. В рассматриваемом проекте федерального закона под предлогом совершенствования механизма разрешения корпоративных конфликтов фактически предпринята попытка произвести перераспределение подведомственности целого ряда споров, что противоречит Конституции РФ. Более того, Верховный суд обращает внимание, что введение в действие предлагаемого законопроекта повлечет за собой значительное увеличение бюджетных расходов на содержание арбитражных судов, поскольку потребует существенного увеличения штата судей.