Обращаясь к "дорогим пастырям, братьям и сестрам", Патриарх подчеркнул, что хоровая программа фестиваля "дает возможность нам всем приобщиться к богатству пасхальной музыки, к тому великому духовному наследию, которое веками хранилось в русской церкви и не было утрачено даже в самые тяжелые для нее годы". Хоровую программу не случайно открыли в Зале церковных соборов: пение в церкви относится к самым древним традициям богослужения и является, по сути, одним из главных проявлений духовной силы православной церкви. Даже русские философы и поэты - от Хомякова до Флоренского и Вячеслава Иванова - подчеркивали значение хора в церкви: ведь именно через участие в общем хоре человек оказывался способным преодолевать свою эгоистическую природу и состояние разобщенности, соединяться с другими в общем, "соборном" переживании мира, чувствовать себя частью "духовного целого".
Жизнь церкви всегда была музыкальной, поэтому на протяжении многих веков и безымянные авторы, и выдающиеся композиторы создавали песнопения и партитуры православных литургий, а музыканты исполняли эти сочинения в стенах церкви, а теперь - и в концертных залах. В нынешней хоровой программе Пасхального фестиваля будут звучать и древние церковные знаменные распевы, которыми мужской хор под руководством иеромонаха Амвросия (Носова) открыл в храме Христа Спасителя пасхальный хоровой проект, и классика - сочинения Бортнянского, Чеснокова, Глинки, Рахманинова, Чайковского, Мусоргского, и духовная музыка ХХ века - Черепнина, Сильвестрова, Шнитке.
Церковные песнопения исполнят и в старой греческой, и в сербской традициях (мужской хор из Сербии "Кир Стефан Србин" и московский ансамбль "Сирин"), приглашенные же из ближних стран гости будут петь духовные стихи на украинском (камерный хор "Киев"), осетинском (камерный хор "Алания"), грузинском (мужской хор "Мдзлевари") и армянском (Ереванский камерный хор) языках.
У слушателей на Пасхальном фестивале появляется редкая возможность оценить разные манеры и каноны исполнения духовной музыки - от монастырской и церковной (хор Крестовоздвиженского собора Калининграда, мужской хор Московского Сретенского монастыря, мужской хор Синодальной резиденции Патриарха Алексия II) до концертной и оперной (хоры Московской консерватории и Академии хорового искусства, Мариинского театра, "Геликона", Новосибирского театра оперы и балета). Во всяком случае на открытии хоровой программы в храме христа Спасителя контрасты смиренной исполнительской аскезы монашеского хора Амвросия, подражания "ангельскому" пению церковного хора из Калининграда и страстной патетики мариинских артистов звучали очень драматично.
Безусловно, не вся хоровая программа будет строиться из музыки, обращенной к Богу: гости фестиваля привезут с собой и народные песни - лирические, любовные, шуточные, походные, плясовые. И с этим разномастным репертуаром встретятся 17 апреля на сцене Концертного зала имени Чайковского в традиционном хоровом гала-концерте. Остальные тридцать три концерта хоровой программы, посвященной Пасхе, пройдут в концертных залах и храмах Москвы и двенадцати городов "Золотого кольца" России.