11.04.2007 05:00
Экономика

Сергей Степашин хочет заманить инвесторов нефтедолларами

Сергей Степашин предлагает сделать нефтедоллары приманкой для инвесторов
Текст:  Татьяна Панина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4338)
Читать на сайте RG.RU

Бюджет должен поддерживать, а не определять экономическую стратегию страны. С таким неожиданным заявлением выступил главный "охранитель" бюджета, председатель Счетной палаты Сергей Степашин на прошедшей в Москве Международной конференции "Модернизация экономики и общественное развитие".

Так что же в таком случае должно определять экономическую стратегию? С этого вопроса корреспондент "РГ" начал разговор с главой контрольного ведомства России.

Сергей Степашин | Эта стратегия должна определяться макроэкономическими ориентирами. После 2000 года Россия вступила в новый политический цикл. В геополитическом плане он ознаменовался выходом страны из того этапа ее развития, когда политическая система государства номинально сохранялась, но стратегические ресурсы становились объектом контроля транснациональных институтов.

Руководство страны приняло тогда принципиальное решение о необходимости самостоятельной стратегии развития через капитализацию экономических богатств России и определение баланса приоритетов экономической эффективности и национальной безопасности без подсказок извне. Сейчас это нашло свое отражение в крупных национальных проектах. На повестке дня - использование всех национальных активов как потенциальных источников доходов.

Российская газета | Выходит, при верстке трехлетнего бюджета учтены не все источники поступлений?

Степашин | Существуют три источника средств для развития страны: рост экономики, сверхдоходы за счет высоких цен на сырье и, наконец, заемный капитал. Безусловно, самый надежный локомотив дальнейшего развития - сумма наших общих усилий в производстве и интеллектуальной деятельности. Но инвестиции, которые дает органический рост экономики, в обозримой перспективе не покроют накопленного инвестиционного голода даже при нынешних высоких темпах развития - 6-8 процентов ВВП в год. Да и наши собственники пока плохо справляются с крупными инвестиционными проектами.

РГ | Каким же образом нефтяные сверхдоходы сделать "приманкой" для иностранных инвестиций?

Степашин | Мы должны учиться привлекать внешние средства, обмениваясь с мировыми игроками активами, оседлав позитивную динамику на внешних рынках. И привлекать надо не просто деньги, а технологии управления финансовыми активами, которые смогут разворачивать эффективные структурные проекты по модернизации нашей экономики и социальной сферы. Необходимо развивать систему эмиссии ценных бумаг, создавая ответственных заемщиков и снижая порог для эффективного инвестора. Вот вам и третий источник. Переток капитала в развивающиеся экономики неизбежен так же, как неизбежно возникновение в них собственных источников ликвидности в рамках собственных стратегий развития.

РГ | У страны уже есть невиданная финансовая "заначка" - Стабфонд. Позволит ли она нам передохнуть?

Степашин | Российские проблемы настолько масштабны, что говорить об избыточности накопленных финансовых ресурсов не приходится. Только на "расшивку" таких крупных структурных вопросов, как восполнение отложенного инвестиционного спроса, преодоление негативной демографической динамики, развитие угасающих территорий Сибири и Дальнего Востока, нужны средства на порядок больше тех, которые накопились в золотовалютных резервах и Стабфонде.

РГ | Сергей Вадимович, в своем докладе на конференции вы сосредоточились на макроэкономических вопросах. Ваши оппоненты уверяют, что, дескать, вы играете не на своей "поляне".

Степашин | Я играю на национальной поляне. Загляните в Закон "О Счетной палате РФ". Она обязана определять эффективность и целесообразность использования государственных средств и собственности, то есть национального достояния. Вот почему Счетная палата как высший орган внешнего государственного аудита участвует в деятельности российского руководства по формированию новой системы индикаторов развития и источников экономического роста, отражающих проектный подход и оценку по конечному результату. Думаю, именно так наполняется реальным содержанием национальный суверенитет. Ведь суверенитет - это политическое отражение экономического базиса страны, который позволяет ей быть конкурентоспособной.

Макроэкономика Федеральный бюджет Счетная палата