Комментируя работу министерств над созданием отраслевых стратегий развития, премьер-министр Михаил Фрадков заявил об огромном количестве "бюрократических недоработок", которые уже стали "слишком опасны".
Тема реформы транспортной отрасли стала в последние дни одной из ключевых для руководителей нашей страны. Во вторник президент Владимир Путин провел совещание по стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года. А вчера примерно те же самые вопросы рассматривались на заседании кабинета министров. Прежде чем приступить к обсуждению "Стратегии развития транспортного машиностроения на 2007-2010 годы и на период до 2015 года", Михаил Фрадков напомнил участникам заседания, что в прошлом году правительство рассмотрело более десятка отраслевых стратегий. Причем премьер сразу дал понять, что не слишком доволен тем, как идет работа по их выполнению. "Мы рассматривали и принимали эти стратегии, но если в итоге выяснится, что их выполнение забуксовало в колее нашей бюрократии, то это будет серьезная неоправданная ошибка", - заявил Фрадков, передавая слово заместителю министра промышленности и энергетики Андрею Дементьеву, который вчера представил на суд правительства стратегию развития отечественного транспортного машиностроения.
По словам Дементьева, рынок транспортных перевозок в нашей стране развивается довольно быстро. В 2006 году объем грузооборота только железных дорог вырос по сравнению с 2000 годом на 42 процента, пассажирооборот - на шесть процентов.
Рост этого рынка привел к повышенному спросу на железнодорожную технику (имеются в виду локомотивы, грузовые и транспортные вагоны). И хотя общий объем ее производства в 2006 году вырос на десять процентов, в отрасли, по словам Дементьева, уже наблюдается "определенный дефицит, который имеет тенденцию к нарастанию: в первую очередь это касается грузовых вагонов и магистральных локомотивов". Кроме того, львиная доля железнодорожной транспортной техники сильно изношена и в скором времени начнет выходить из строя. К примеру, изношенность пассажирских вагонов в целом составляет 74,1 процента, электровозов - 72,5 процента. Наше транспортное машиностроение в его нынешнем виде просто не в состоянии удовлетворить потребности экономики на новые вагоны и поезда. "В конечном итоге мы стоим перед выбором: либо стимулирование развития национального транспортного машиностроения, либо практически добровольно передать значительную часть внутреннего рынка иностранным производителям", - заявил Андрей Дементьев.
Отечественная транспортная отрасль страдает из-за тех же самых проблем, которые тормозят развитие всей российской экономики. Рынок транспортного машиностроения излишне монополизирован, на нем практически отсутствует конкуренция между компаниями-производителями, поскольку почти все производство здесь сосредоточено в руках двух-трех крупных, связанных между собой холдингов. Более того, по словам Дементьева, на этом рынке присутствует "доминирующий потребитель" - это ОАО "Российские железные дороги".
Естественно, что в условиях монополизации рынка машиностроительное производство развивается медленно, а технический уровень российской транспортной техники, как правило, невозможно даже сравнивать с западными аналогами.
Заместитель министра вкратце рассказал о целях обсуждаемой стратегии и методах, при помощи которых минпромэнерго намерено добиваться их реализации. Прежде всего минпромэнерго декларирует необходимость увеличения в два раза к 2015 году объемов производства в транспортном машиностроении. Для этого министерство, как заявлено в стратегии, намерено предоставлять льготы инвесторам, вкладывающимся в транспортную отрасль, стимулировать выдачу работающим в этой сфере компаниям долгосрочных банковских кредитов, субсидировать выплаты по кредитным ставкам, обеспечивать государственные гарантии по экспортным поставкам, увеличить таможенные пошлины для иностранных производителей и подготовить программу по совершенствованию кадровой политики в отрасли.
Большинство членов кабинета министров остались недовольны представленной стратегией и предлагаемыми в ней мерами. "Вы отдаете себе отчет, что заложенные в стратегии цифры по удвоению производства придется выполнять? Причем ведь речь в документе идет не только о производственных объемах, но и о радикальном улучшении качества продукции. Вы точно справитесь?" - спросил Михаил Фрадков докладчика. Дементьев заявил, что стратегия разрабатывалась при участии всех производственных компаний и холдингов, задействованных в отрасли. И эти компании, по его словам, заверили минпромэнерго в возможности выполнения таких амбициозных планов. Этот ответ, судя по всему, не показался премьер-министру убедительным. "Я обращаю внимание правительства на то, что нам надо серьезнее относиться к таким отраслевым стратегиям, потому что мы уже начали их штамповать. Но за этим обязательно последует ответственность. Мы вот по телевизору видим, как во Франции гоняют современные поезда со скоростью 450 км в час. Мы должны быть уверены, что и у нас такое будет. Вы в своей стратегии твердо просчитали все шаги, которые для этого необходимы?" - продолжал спрашивать премьер-министр докладчика. "К 2015 году мы рассчитываем иметь транспортное машиностроение не худшее, чем в развитых странах. Сделать его лучше - это уже следующий шаг", - уверенно ответил Дементьев. Полистав доклад, премьер-министр засомневался в его выполнимости еще больше. "Ну, предположим, что одна-две компании, где сохранились еще несколько инженеров, используют передовой опыт и развиваются. Но это же не означает, что и вся отрасль развивается. Ведь нужны неординарные усилия для того, чтобы удвоить производство", - заметил Фрадков.
Взявший затем слово министр экономического развития и торговли Герман Греф раскритиковал представленную стратегию более предметно. Он сразу заявил, что стратегия "совершенно нереализуема", а в трехлетний бюджетный план на 2008-2010 годы не были заложены указанные в ней расходы. Кроме того, Греф признался, что не увидел в стратегии никаких механизмов по ликвидации излишней монополизированности машиностроительного рынка. Создание таможенных барьеров для иностранных производителей техники, по его мнению, не стимулирует, а, наоборот, законсервирует развитие отечественных компаний-производителей, которые должны научиться завоевывать мировые рынки.
Итог заседанию подвел Михаил Фрадков. "Хочу заметить, что если указанные в стратегии расходы не заложены в проект бюджета, то значит, стратегия сразу наполовину "провисает". Нельзя министерству промышленности и энергетики так безответственно подходить к формированию таких важных программ. В такой работе невозможно отделываться одними лишь общими разговорами и предложениями", - возмутился премьер-министр. Он посетовал на то, что бюрократические недоработки при создании этой и других отраслевых стратегий "слишком опасны", поскольку из-за них правительство может "упустить развитие всей отечественной промышленности".
В результате на заседании правительства было решено принять разработанную минпромэнерго стратегию к сведению и отправить на доработку. К повторному рассмотрению этого вопроса кабинет министров вернется, вероятнее всего, уже летом.