12.04.2007 03:50
Власть

В США и Евросоюзе опасаются создания газового ОПЕК

Сможет ли дохийский альянс определять стоимость топлива
Текст:  Игорь Велетминский
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4339)
Читать на сайте RG.RU

Вероятно, создание в Дохе координационного комитета по регулированию цен под председательством России насторожило импортеров, хотя глава российской делегации министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко пообещал, что "никто ни против кого дружить не будет". Судя по всему, страсти вокруг альянса производителей газа еще только разгораются.

Посол Ирана в России Голамреза Ансари подлил масла в огонь и вчера поспешил заявить, что "на сегодняшний день экспортеры работают над реализацией газового ОПЕК": "Сейчас в этих странах рассматривают способы реализации проекта". Впрочем, радикальные суждения этим ограничились.

На самом деле координационная группа, образованная в Катаре, ставит своей основной задачей регулирование цен на газ. Виктор Христенко считает, что на сегодняшнем этапе главной объединяющей линией является "оценка перспектив по добыче, ценообразованию, а также развитию инфраструктуры доставки газа". А министр энергетики и промышленности Катара Абдалла бен Хамад Аль Атыйя сказал о том, что создаваемый комитет не является альтернативой такой организации, как ОПЕК: "Это временный орган, в задачу которого входит лишь изучение всех возможностей газового форума".

Как бы то ни было, главным предметом для дискуссий становится изучение рисков и перспектив "постдохийской" эпохи, а также возможного противодействия со стороны влиятельных западных держав. Пока большинство стран ФСЭГ считает, что нужно стремиться к созданию картеля, но путь к этому только начат. Так, Виктор Христенко обозначил временную перспективу в 15 - 20 лет.

   компетентно

Такой ОПЕК нам не нужен

Леонид Григорьев, президент Института энергетики и финансов:

- Во-первых, нужно четко понимать, что в мире существует несколько систем ценообразования на газ. В Европе действует система долгосрочных контрактов, привязанных к мировой конъюнктуре цен на нефть. И поэтому Европа выведена из-под угрозы "газовой ОПЕК", если под этим термином понимать возможное ограничение поставок и регулирование цен: известны объемы, сроки, условия. Далее, существует спотовый рынок в США и Великобритании, причем на нем в последние два года наблюдаются такие же цены, как и в Европе. Американский рынок газа подвержен колебаниям, но средний уровень цен тот же. И, наконец, есть рынок сжиженного природного газа (СПГ), который поставляется танкерами из стран-производителей, таких, как Индонезия и Катар. И на этом рынке, действительно, возможно создание картеля, подобного ОПЕК. Однако Россия вообще не занимается поставками СПГ, и потому для "газового ОПЕК" попросту нет предмета. Нет его и по второй причине: в мире не существует перепроизводства газа, какой время от времени бывает на нефтяном рынке, можно вспомнить 1986 - 1998 годы. Спрос на газ растет, и здесь гипотетический "газовый ОПЕК" бессилен: бессмысленно пытаться ограничивать поставки при огромном спросе. Поэтому понятно, что оснований у Запада для столь нервной реакции на форум в Катаре нет.

Созданный в Катаре комитет высокого уровня по ценообразованию имеет отношение к проблематике не ОПЕК, а МЭА, Международного энергетического агентства, созданного ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития) для изучения мирового рынка нефти и его тенденций. Итак, под разговоры о "газовом ОПЕК" создана организация, близкая по проблематике к МЭА. Предметом ее деятельности будут вопросы о достаточности добывающих и транзитных мощностей, оценке запасов газа. Обсуждение этих тем - явление абсолютно нормальное. Раздражение потребителей газа может вызвать разве что тот момент, что надежды стран-импортеров на то, что рынок будет наполнен дешевым газом, разумеется, не оправдаются.

Лучше цен - только цены

Константин Симонов, президент Центра политической конъюнктуры России:

- С одной стороны, в Катаре не было подписано документов о создании "газового ОПЕК", и потребители газа вздохнули с облегчением. Но, думаю, в перспективе дохийский форум может войти в анналы истории как первый шаг к тесной координации продавцов газа. Конечно, под влиянием политического давления США участники форума вынуждены были снизить градус дискуссий, но главное то, что стратегическая линия на нем была выработана. Первая ее черта - курс на отделение ценообразования на газ от ценообразования на нефть и попытка сделать газ самостоятельным товаром. И вторая - в перспективе участники форума придут к принципиальному разделению рынков в интересах каждой из стран-экспортеров, входящих в "газовый клуб". Целями такой стратегии являются рост цен на газ и увеличение поставок. При этом квотирование введено не будет: этот механизм и на нефтяном рынке уже не работает. Основной технологией регулирования цен, думаю, будет само создание в Катаре группы высокого уровня. Важно и то, что следующий форум состоится в 2008 году в Москве, сразу после президентских выборов в России. На нем можно ожидать более решительных шагов в сторону заявленной координации.

Досье "РГ"

В Форум стран - экспортеров газа (ФСЭГ) входят 16 стран: Алжир, Бруней, Боливия, Венесуэла, Египет, Индонезия, Иран, Катар, Ливия, Малайзия, Нигерия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Россия, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея. Норвегия имеет статус наблюдателя. Они добывают 40 процентов газа и имеют около 70 процентов мировых запасов. На долю России приходится 32 процента мировых запасов, Ирана - 15 процентов, Катара - 7 процентов.

Внешняя политика Нефть и газ