Как пишет американский журнал "Ньюсуик", "развал Советского Союза для известного своей угрюмостью и резкостью Бжезинского стал поводом для глубокой озабоченности". В своих книгах "Без контроля", "Большие шахматы", "Выбор", которые стали хрестоматийными у многих политологов, он сокрушался по поводу отсутствия новой американской геополитической стратегии и предлагал собственный план установления американской гегемонии. И довольно резко отзывался о деятельности последних американских президентов.
Во "Втором шансе" досталось и трем главам Белого дома, руководившим американской международной политикой после падения Берлинской стены. Бжезинский находит мало поводов для комплиментов в адрес Буша-старшего, Клинтона и Буша-младшего.
Ни одна администрация периода после "холодной войны", считает он, не создала адекватной программы для продвижения американских интересов и урегулирования разрастающихся международных этнических, религиозных и экономических конфликтов.
В своем "журнале с оценками президентов" Бжезинский поставил президенту Бушу-старшему самую высокую оценку - "четверку" - за его умелое поведение в ситуации с развалом СССР, объединением Германии и первой войной в Заливе. Однако, считает экс-советник, ему недоставало стратегического видения, и он не смог воспользоваться своим успехом, чтобы "трансформировать Россию и успокоить Ближний Восток".
Что касается Билла Клинтона, он удостоился похвалы за расширение НАТО и вмешательство в балканский конфликт. Но Бжезинский считает, что тот проявил самодовольную наивность, думая, что одной глобализации будет достаточно для решения многих наиболее острых проблем современного мира. За то, что он сложил с себя ответственность мирового лидера, Клинтон получил "тройку".
А вот нынешний президент США оказался самым отстающим учеником в его президентском классе. Бушу бывший советник поставил твердую "двойку".
Глава, посвященная нынешней администрации, озаглавлена "Катастрофическое руководство". На этих страницах тон Бжезинского резко меняется. Буш описывается одновременно как простодушный "манихей", одержимый идеями "добра и зла". И как циничный манипулятор, "пропагандирующий страх и паранойю", чтобы заполучить голоса избирателей. Он виновен не только в "исламофобской демагогии", но и в использовании идей продвижения демократии как "скрытого оружия" для оправдания применения силы.
Обычная уравновешенность Бжезинского, пишет "Ньюсуик", "изменяет ему, когда он описывает явные проколы Буша в области международной политики".
Разумеется, слова - это одно, а действия - другое, и нынешняя американская администрация никогда не могла сбалансировать одно с другим. Упрекая Белый дом в стратегической близорукости, Бжезинский на этот раз не предлагает собственного плана действий.