13.04.2007 03:00
Общество

Учитель Михаил Щетинин: людям важно жить настоящим

Известный учитель против такой установки
Текст:  Ольга Акстинас
Российская газета - Дальний Восток: №0 (4341)
Читать на сайте RG.RU

Вспоминаю, как в 80-х годах прошлого столетия активно и много говорили об авторе школы будущего, школы ХХI века Михаиле Щетинине. А потом это имя ушло со страниц газет, словно затерялось в ветрах перестройки. Сегодня учитель продолжает заниматься педагогикой без насилия, педагогикой сотрудничества.

Что мы знаем о Щетинине? Что в его школе в Текосе конкурс по зачислению в школу доходил до тысячи человек на место: к Щетинину привозили детей из всех уголков страны, и по составу она была всегда многонациональной. Что ученики к 14-15 годам осваивают полный курс средней школы, а потому переходят на изучение программы высшей школы (школа является еще и филиалом нескольких вузов и факультетов, 134 ученика стали студентами Армавирского пединститута). Но главное, что ученики к этому возрасту подготовлены к взрослой жизни. В авторской школе Щетинина не взимают плату за обучение, проживание, пользование коммуникациями - школа находится на самофинансировании и автономном обеспечении: владеет большим подсобным хозяйством, включая цех при цементном заводике, лесопилку, озеро, где ученики осваивают рыборазведение и много еще чего. Мысли учителя хочется записывать и повторять другим, как урок.

О родине

- Все отличается одно от другого, - говорит Михаил Петрович. - Текос весь живет Россией, все у нас - Россия. Чем надо дорожить, так Россией. Родители, учителя спрашивают ребенка: "Ты где живешь?" И это непростой вопрос. Ребенок отвечает: "В России". А что такое Россия? Страна. Стран много. Они разные. Чем Россия отличается от других стран? Чем она особенная? И мы отвечаем: "Я и мир одно" - это у Толстого. Для нашей школы родина - это все. Родина как образ жизни, отраженный в генах, образ жизни, идущий из тысячелетий, из веков. И это главное, что детям нужно для психического здоровья - чувствовать себя дома. На своей родной земле, чтобы звучали их родные песни.

Мне рассказывали, как одному корейцу стало плохо в самолете, потому что он не мог поверить, что вот уже восьмой час он все летит над одной страной. Какая у нас родина, какие у нас отцы, сколько у них было терпения и умения, что смогли организовать такое пространство, где столько много проживает народов, где все разности сложились, слюбились, срослись и живут сообща. Какое это чудо - Россия.

Еще наша школа отличается бережным, внимательным и сосредоточенным отношением к слову. Слово - это серьезно. Потому и славяне, потому что самим словом, самой азбукой славили бога. Мы к слову относимся как к главному произведению человека, если считать, что в нем, в слове, есть мысль. И понимать, что мысль это не просто информация, а соборная информация, направленная на общее благо.

Смотрим слово "мыслить", разбираем из чего оно состоит. "Мы" - означает как единоустремленные, "с" - знак, соединяющий небесное с земным, и "лить" - изливать любовь твердо. Когда входишь в глубину языка, в волшебную ткань его, то душа отзывается: "Какое счастье!". Как прав был Гоголь, говорящий "Возблагодарите Бога только за то, что вы русские".

О способностях учеников

Людям важно жить настоящим. Не со сдвигом в сторону и не на потом, а прямо сейчас

Меня удручает то, что происходит в российской школе (перегрузка ученика, неуважение учителя к ученику названы самыми серьезными проблемами российской школы. - Авт.). В первый класс дети приходят с одним уровнем психического здоровья - 30 процентов больных детей, а третий класс заканчивают уже при показателе 60 процентов психически больных. Это очень тревожно. Только эти цифры, только этого наблюдения достаточно, чтобы остановиться и задуматься. Осмыслить все. А правильно ли мы живем? И все ли в порядке с психикой у нас, взрослых, если дети, входя в социальную среду, становятся безумными? Что происходит с ними? Почему дети раннего возраста, взрослея, теряют умственные способности и адекватность? Что этому можно противопоставить? Сегодня в большинстве школ ученика не спрашивают, его тестируют, его загоняют в рамки ЕГЭ. И почему ЕГЭ предполагает только один ответ? Почему один ответ только правильный? Им, детям, думать надо, искать много ответов, думать о самих себе, выяснять, чем они интересны.

Об истории

Историю можно понять только сердечно. И когда дети изучают историю, не просто листая учебник, а переживают, и сердечно вслушиваются, и любят то, что было, они становятся большими. И тогда вопрос к ребенку, сколько тебе лет, приобретает другое значение и выводит на другое исчисление - не семь, не десять ему лет, а бесконечно больше.

И я уверен, придет президент, и будет указ, и будет дума, и будет думать, и в паспорте снова будет записана национальность, как принадлежность к роду-племени. Если я принадлежу к роду Щетининых, то я уже отвечаю за весь род, я хочу понять, откуда я. Если лист не принимает, не наследует все древо жизни, он же ведь угаснет.

Не надо бояться нацию - ее любить надо. Если мы национально, исторически выстроены, мы знаем корни, мы крепки, устойчивы. А если этого нет, если мы теряем национальные корни, мы теряем Россию. Мы превращаемся в никакое государство. И с этого начинается безумие как потеря себя.

Нация - это гены. А гены - это образ жизни, выстроенный бесконечным числом веков. Где выстроенный? Во Вселенной. И поэтому опыт жизни во Вселенной, который передается из поколения в поколение, это и есть нация. Это особенность, это та индивидуальность, без которой­то и личности нет. Нация - это соборная личность. Если ребенок является частью национального начала, то он представляет себя уникальностью, рожденной от бесконечного числа веков. Тогда какая перед нами глыба. Сколько ему лет?

Вспоминаю строки:
- Облачко рвется в просинь.
- Сколько тебе лет?
- Восемь.
- Сколько веков?
- Не счесть.

И слова Корчака: "То не дети плачут, то плачут столетия" - о том же. Если учитель относится к ребенку как части его народа, то ребенок, чувствуя это, начинает работать как личность.

О народе

Чтобы быть народом, нам надо хорошо поработать. Потому что социум и народ - это не одно и то же. Общество и народ не надо путать. Общество - это временное объединение людей, собравшихся для удовлетворения каких­то возникших потребностей в данном месте и в данном времени. Общество выбирает лидера и существует. А народ живет без лидера. Живет своим образом жизни. Он един стремлением к истине, стремлением к тому образу абсолютной гармонии единства друг с другом и с природой. По воле Всевышнего.  Народ прописывает себя в жизни через язык, песни, танцы, сказания, культуру. Мы говорим народ - это дух. Народом не надо сверху управлять - он самоорганизуется. С ним очень легко. Как легко нам с детьми, когда они - народ. Поднять в наших глазах, в глазах учителей ребенка, пересмотреть наше отношение к нему как к примитивно малому, которому еще рано. Он от зачатия уже большой. И в нем уже знания. Знания космические, вселенские.

О настоящем

Ребенок происходящим живет крупнее, чем мы, взрослые. Людям важно жить настоящим. Не "доживем до понедельника", не со сдвигом в сторону и не на потом, а прямо сейчас. Чувство происходящего прямо сейчас - это совесть. Весть, которая происходит от соединения небесного с земным того, что происходит здесь и сейчас, с тем, что происходило всегда.

Дети не могут жить в деструктивности. Они хотят жить в целостности, гармонии, любви. И это путь спасения их психики. Они должны понимать, что именно происходит всюду. И что изменяется всюду, если они себя ведут не по совести. Не потом "когда вырастешь, поймешь", а сейчас.

Социология Семья и дети