Столичные депутаты этого созыва сделали то, что не удалось их предшественникам: всего за несколько месяцев приняли отложенный в долгий ящик закон "Об обеспечении условий реализации права граждан РФ на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований". Для этого они адаптировали федеральный закон о митингах под московские условия. Теперь выражать претензии властям москвичи могут только в заранее оговоренных местах. Причем как минимум за три дня до выхода с плакатами надо согласовать с властями время, место, состав участников и саму идею уличного протеста. Все эти требования объясняются необходимостью блюсти безопасность как самих протестантов, так и прохожих.
Правозащитники и лидеры большинства партий считают, что после внедрения уведомительного принципа (как главного условия проведения любой уличной акции) митинговать на улице без риска закончить день в милиции становится гораздо сложнее.
Дело в том, что по новому закону организаторы демонстрации, митинга или шествия должны уведомить власти о своем желании протестовать не ранее чем за 15 и не позднее чем за 10 суток до дня "Ч". А о планируемых пикетах чиновников нужно предупреждать не позднее трех дней до даты их проведения. Помимо уведомления о предполагаемом числе участников, месте и цели акции, устроителям публичных манифестаций предписано представить копии паспортов организаторов и свидетельства о российском гражданстве. А партии и общественные объединения, помимо прочего, должны каждый раз предъявлять нотариально заверенные свидетельства о регистрации.
И коммунисты, и демократы опасаются не только жестких сроков, которые были прописаны еще в федеральном законе. Этот закон, считают они, сделает практически невозможным проведение митингов в центре города, где много исторических памятников. Они полагают, что заботой о них чиновники будут мотивировать любой отказ инициативным группам манифестантов.
Cправка
Впервые столичная Дума адаптировала для Москвы Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в 2005 году. С тех пор право выдавать разрешения на проведение митингов с участием свыше 5 тысяч человек, а также одновременных акций в нескольких районах Москвы перешло от префектур к правительству столицы. В Центральном округе ежегодно проходит свыше 1100 митингов.
Шум впереди митинга
Анатолий Петров, полпред мэра Москвы в Мосгордуме:
- Законопроект, наделавший много шуму среди политических партий, был рассмотрен во втором чтении еще месяц назад. Но тогда я отозвал его, чтобы получить заключение Юрия Лужкова. Причина - жаркие дебаты по поводу того, надо ли подавать властям заявление на проведение публичного собрания и что, собственно, под ним понимать. Еще раз повторяю: делать заявки на проведение родительского собрания в школе, собрания на предприятии или общедомового собрания не надо.
По предложению мэра в документе появились две поправки. Согласно первой рассчитывать нормы предельной заполняемости территории или помещения в месте проведения публичного мероприятия будут органы исполнительной власти Москвы, получающие уведомление о проведении уличной акции. При этом порядок проведения публичного мероприятия на территориях памятников истории и культуры и норма их заполнения определяются только правительством Москвы - с учетом особенностей памятников. Такой регламент должен быть разработан в течение трех месяцев со дня вступления закона в силу. Правозащитники могут не волноваться: норма два человека на квадратный метр будет соблюдаться вне зависимости от политической принадлежности организации, проводящей мероприятие.
Конечно, не согласные с рекомендациями властей найдутся всегда, но этот спор можно решить в суде.
Акция без опасности
Татьяна Портнова, глава комиссии Мосгордумы по местному самоуправлению:
- Те, кто называет этот закон запретительным, лукавят. Никто не отнимает у желающих помитинговать их права на цивилизованный протест против чего-либо. Ничего революционного мы не издавали: просто федеральный закон дает субъекту Федерации право регулировать порядок подачи уведомления и условия материально-технического и организационного обеспечения проведения публичных акций. Хотите выйти с плакатом и повести за собой людей? Идите, но будьте добры - поставьте в известность городские власти о вашем намерении собрать толпу с флагами и плакатами. Подайте заявку со списком участников и целью мероприятия, чтобы потом не возникло столпотворения на оживленной улице. Власти не хотят одного: беспорядков во время таких уличных акций. Так что требование заранее сообщать о проведении митинга или пикета вполне обоснованно. Организаторов акций мы тем самым учим за политическими идеями не забывать о безопасности самих участников акций. Именно этим объясняется появление норматива - два человека на один квадратный метр. Причем никакого иного смысла, кроме безопасности, в это условие разработчики закона не вкладывали.
Не ради злого умысла появилась и другая норма - особый порядок согласований массовых акций у памятников культуры. Рядом с историческими объектами, которые нуждаются в реставрации, несанкционированный митинг неуместен. Но это не значит, что ни у одного памятника в Москве нельзя будет митинговать: для желающих выйти на улицы, чтобы озвучить свои взгляды, всегда есть альтернатива.
Это театр абсурда!
Евгений Бунимович, председатель комиссии Мосгордумы по науке и образованию:
- Не понимаю, зачем нам региональный закон относительно публичных акций, когда уже есть федеральный документ, где сформулировано все, что нужно знать о проведении уличных акций. А новый московский закон на старую тему фактически лишает людей их права на публичный цивилизованный протест. Удивляет, что в Москве, где демонстрации и шествия, как в любом большом городе, давно стали привычными, появилась такая боязнь митингов. И, как следствие, возникли законодательные ограничители для проведения публичных мероприятий под видом заботы о безопасности их участников.
Уточнения федеральных правил проведения таких мероприятий на деле оказываются запретами. Многим кажется оскорблением то, что они не могут пикетировать органы власти, если чиновники сочтут эту идею неуместной и несвоевременной.
Нормы, призванные уточнить федеральный закон относительно порядка проведения уличных акций, абсурдны по своей сути. Ну кто будет считать, сколько человек стоит на одном квадратном метре? Милиция или ОМОН? А может, они выстроят всех в линейку и рассчитают на первый-второй? Скажу больше: этот "квадратный" норматив - 2 человека на метр - может стать отличным поводом срывать согласованную акцию прямо на месте ее проведения. Достаточно слегка уплотнить митингующих.
Есть и еще один спорный момент: даже после выхода столичного закона нет однозначного толкования, можно или нет собираться рядом с памятниками.
Пикет или не пикет?
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
В Великобритании, равно как и во Франции, организаторы акции протеста за шесть дней до ее проведения должны проинформировать полицейское управление о своем желании. Полиция разгоняет митинг, если люди нарушают условия безопасности.
В Германии стихийные шествия практически невозможны. Устроители обязаны подать заявку с указанием времени, места, маршрута ее проведения, дабы заранее исключить возможность возникновения давки или пробок.
Московская городская Дума
127994, г. Москва,
ул. Петровка, д. 22
(495)957-03-30
Email: spravka@duma.mos.ru