13.04.2007 03:50
Происшествия

Александр Звягинцев: Мы категорические противники политических спекуляций на любых уголовных делах

Заместитель Генпрокурора Александр Звягинцев раскрыл подробности поездки следственной бригады в Лондон
Текст:  Андрей Шаров
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4340)
Читать на сайте RG.RU

Великобритания занимает особое место в списке стран, с которыми в последнее время активно сотрудничают российские правоохранительные органы. Делегации нашей Генпрокуратуры выезжают туда с завидной регулярностью. Только что из Лондона вернулся заместитель Генпрокурора Александр Звягинцев. В эксклюзивном интервью "Российской газете" он рассказал о том, что нового узнали там российские следователи.

Российская газета | Александр Григорьевич, ходят слухи, что вы летали в Великобританию, чтобы договориться об обмене Ковтуна и Лугового, которых там считают главными свидетелями в деле об отравлении Литвиненко, на Березовского и Закаева. Это правда?

Александр Звягинцев | Такой вопрос не только не обсуждался в Лондоне, но даже не фигурировал в планах наших встреч с британскими коллегами. Хотел бы сразу уточнить, что вместе с нами вылетела в Лондон следственная бригада Генпрокуратуры, которая непосредственно занималась расследованием уголовного дела об отравлении Литвиненко.

РГ | Да, мы это помним и о ее работе уже писали. Сейчас же нам хотелось узнать, какие вопросы вы лично там обсуждали и с кем встречались?

Звягинцев | Первая встреча была с прокурорской службой, непосредственно с главой этого ведомства сэром Макдональдом и его заместителями. Обсуждался целый комплекс вопросов. Первая часть темы была посвящена углублению отношений между нашими ведомствами в развитие подписанного в прошлом году меморандума между Генпрокуратурой РФ и Королевской прокуратурой Великобритании. Мы наметили взаимные консультации по наиболее важным делам международного сотрудничества, обсудили вопросы совместной учебы прокуроров наших стран.

При этом пришли к выводу, что будет полезным, если в этой учебе примут участие также работники МВД Великобритании и Скотленд-Ярда. Наметили темы будущих семинаров, некоторые из них могу даже открыть. Это международно-правовое сотрудничество и оказание помощи при расследовании уголовных дел, а также борьба с легализацией преступных доходов и терроризмом.

РГ | О деле Литвиненко речь заходила?

Звягинцев | Безусловно. Я проинформировал сэра Макдональда, что у нас расследуется несколько версий гибели Литвиненко. Одна из них рабочая, но мы работаем по всем направлениям, поскольку следствие - вещь непредсказуемая. Было заявлено, что у нас есть серьезные наработки и что мы категорические противники политических спекуляций на любых уголовных делах. Прежде чем делать заявления, что якобы какие-то следы ведут в какое-то государство, нужно иметь неопровержимые доказательства. А насколько я понимаю, следствие по делу Литвиненко в Великобритании еще даже не закончено. Хотя некоторые местные СМИ давно известили всех, что чуть ли не в январе его должны были направить в суд.

РГ | Как отреагировал на это глава Королевской прокурорской службы?

Звягинцев | Господин Макдональд со мной согласился и сказал, что надо сначала все тщательно исследовать и только после этого делать процессуально значимые выводы.

РГ | Как продвигается ваше сотрудничество с британским МВД? Ведь именно эта британская структура занимается, в частности, и вопросами оказания международно-правовой помощи по уголовным делам.

Звягинцев | У нас была достаточно продолжительная встреча с руководящими сотрудниками МВД, среди них были и представители миграционной службы, международного правового департамента и некоторых других подразделений. Обсуждали исполнение конкретных следственных поручений, которые были направлены российской Генпрокуратурой в Великобританию. Их более 20.

Мы увидели заинтересованность со стороны МВД в подписании меморандума о сотрудничестве наподобие того, что был заключен в прошлом году между Генпрокуратурой России и Королевской прокурорской службой.

РГ | Александр Григорьевич, хотелось бы узнать еще об одной вашей поездке - в Совет Европы. Что и с кем вы там обсуждали и что решили?

Звягинцев | В Страсбурге я участвовал в работе Консультативного совета европейских прокуроров (КСЕП). Россия, кстати, является членом Бюро консультативного совета. Это можно расценивать как международное признание авторитета нашей Генпрокуратуры. Ведь бюро сейчас представляет интересы 46 стран Европы. По нашему настоянию в число приоритетных направлений включена проблема повышения эффективности сотрудничества по уголовным делам. В частности, мы настаиваем на модернизации Европейской конвенции о выдаче и Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам.

Кроме того, Россия была в числе немногих стран, которые настояли на включении в число приоритетных направлений деятельности прокуратуры во вне уголовно-правовой сферы по защите прав граждан, альтернативных мер воздействия и так называемых дискреционных полномочий прокурора. Мы предложили провести в 2008 году в России совместную с Советом Европы конференцию всех генеральных прокуроров Европы. Это предложение было принято.

Обвиняются в России

Последнее уголовное дело в отношении Бориса Березовского Генпрокуратура возбудила в прошлом году. Поводом послужило интервью беглого олигарха. Он заявил, что готовит "силовой перехват власти в России".

В 2001 году Березовскому предъявили заочное обвинение в мошенничестве и отмывании денег. В 2002 году он же обвинен в хищении в особо крупных размерах (дело ЛогоВАЗа). В 2004 году его обвинили в хищении госдачи N2 в подмосковном комплексе "Жуковка", переоформленной на имя дочери Екатерины.

После интервью, которые Ахмед Закаев давал в Лондоне, против него заведено уголовное дело по статье "возбуждение ненависти и вражды в отношении группы лиц по признакам национальности, языка и происхождения, совершенное с использованием средств массовой информации и с угрозой применения насилия".

Помимо этого Закаев обвиняется в организации незаконных вооруженных формирований и вооруженного мятежа, террористических актов, посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих.

Следствие Генпрокуратура