Возможно, для того чтобы напомнить о своих несомненных заслугах, к своему юбилею "Вагриус" выпустил книгу "Лауреаты ведущих литературных премий", в которую вошли рассказы (в том числе и совсем новые) Ольги Славниковой, Дмитрия Быкова, Александра Кабакова и Михаила Шишкина, "фирменных" авторов издательства (редактор и составитель Елена Шубина).
Все они - авторы романов, завоевавших самые престижные литературные премии в минувшем году. "Русский Букер" достался Ольге Славниковой за роман "2017", Александр Кабаков ("Все поправимо") и Михаил Шишкин ("Венерин волос") получили вторую и третью премии "Большой книги". Дмитрий Быков удостоен главного приза "Большой книги" за биографию Бориса Пастернака, вышедшую в серии "Жизнь замечательных людей", но вся его художественная проза издается в "Вагриусе".
А ведь было время, когда современную серьезную прозу всерьез не воспринимали. Все издательства наперебой печатали классику и массовую литературу, с равным успехом наживаясь на обеих. В этом контексте знаменитая "черная серия" издательства "Вагриус" была "белой вороной". Сегодня времена изменились, современная проза уходит в издательствах с колес. Поэтому многие уже готовы забыть пионерскую заслугу "Вагриуса", локомотива современного литературного процесса.
"Черная серия" "Вагриуса", выходившая в 90-е годы, была по сути единственной отдушиной для современных писателей, не желавших дурачить читателя крутыми боевиками и слезливыми мелодрамами. По сути она стала той спасительной соломинкой, ухватившись за которую российские писатели смогли выжить в мутном водовороте перестройки. В этой серии открывались новые имена и издавались маститые, от Распутина до Солженицына. Попасть в нее было непросто и престижно. Попадание в нее означало признание тебя как реального писателя, а не маргинального графомана, который пишет в стол. Еще недавно между "черной" (и другими) серией "Вагриуса" и современной прозой ставили знак равенства. Мы говорили "проза", подразумевая "Вагриус".
Сегодня времена изменились. Издатели сообразили, что на одном "массолите" не проживешь, да и непрестижно это для солидного издательского дома. Во всем мире крупные издатели считают не только за честь, но и коммерчески выгодным поддерживать литературу высокого качества, способствовать экспериментальным поискам, рекламировать свою "серьезную" продукцию во мире. И мы к этому идем, хотя и медленно.
И вот сборник триумфаторов "Вагриуса"... По нашим сведениям, первый тираж книги уже стремительно разошелся по книжным магазинам. А ведь еще совсем недавно получение писателем той или иной премии ни малейшим образом не влияло на его издательский успех. Должна была скопиться некая "критическая масса" премий, чтобы издатели наконец поняли, что премия - надежный инструмент писательской рекламы. Причем не важно, правильно или неправильно она присуждена. Чем их больше, тем проблема эта вообще лишается смысла, и встает другая проблема: где найти достойных писателей для премиального изобилия. Сегодня литература и издательский бизнес, несомненно, переживают новый этап развития. Я бы назвал это попыткой диалога бизнеса и культуры. Попыткой договориться. Найти общие точки интереса. В конце концов живем мы в одной стране.