Накануне заседания наш корреспондент встретился с постоянным представителем Казахстана в ЕврАзЭС Рустамом ДЖИЕНБАЕВЫМ.
- Рустам Султанович! Давайте очертим круг вопросов, которые собираются обсудить премьеры...
- В повестке дня 18 вопросов. Самый интересный - первый. Руководители правительств поделятся своими доводами и предложениями на тему, которая волнует всех участников встречи, - как выполняются решения, принятые на предыдущем заседании Межгоссовета. Это хорошее правило, ставшее традицией. Прежде чем двигаться дальше, надо обернуться назад.
- Согласен. Если эти "оглядки" не помешают двигаться вперед.
- Как раз наоборот. Ведь речь идет главным образом о формировании правовой базы Таможенного союза. Мы подошли к той черте, когда каждый новый шаг дается с трудом. Поскольку задевает жизненно важные интересы каждой страны.
Была сформирована так называемая ситуационная группа высокого уровня, подготовлен пакет из 27 документов. Что такое Таможенный союз? Это прежде всего согласованная торговая политика в отношении третьих стран и общие подходы к торговле внутри самого союза. Надо отметить, что переговоры о ТС будут вести пока только Россия, Казахстан, Беларусь. Остальные присматриваются...
- Критики Таможенного союза говорят о том, что эта идея себя изжила. Дескать, она родилась в ту пору, когда глобализация еще не достигла размаха. Да и вступление в ВТО внесет свои коррективы...
- Не скрою, такие голоса раздаются. И многие к ним прислушиваются. Тем более что ни одно интеграционное объединение в мире не смогло создать полнокровный таможенный союз. В том числе и Европейский союз. Все заканчивалось на уровне зоны свободной торговли. Но здесь надо учитывать одно обстоятельство: все международные объединения собирались из ранее самостоятельных государств. Мы же вышли из одного государства. И наши экономики уже сейчас интегрированы.
- Думаю, читателям будет интересно узнать, чем зона свободной торговли отличается от Таможенного союза...
- Соблюдая соглашение о свободной торговле, каждая страна беспрепятственно пропускает на свою территорию товары всех государств, входящих в интеграционное объединение. Что касается третьих стран, то она выстраивает свою политику самостоятельно. А в Таможенном союзе страны ведут согласованную торговую политику, что, как вы понимаете, значительно сложнее.
Ведь наши экономики не однородные. К примеру, Россия устанавливает высокие таможенные пошлины на "Боинги", чтобы поддержать свои авиазаводы. Если мы войдем в ТС, то нам каждый "Боинг" также обойдется дороже. Но у нас нет авиазаводов, а мы все равно будем покупать самолеты. Но вопрос - самолеты чьего производства? Поэтому вокруг этой проблемы ожидается серьезная дискуссия. Другой вопрос - это создание надгосударственных органов Таможенного союза. Ничего подобного не было на постсоветском пространстве за все 16 лет, прошедших после распада СССР. Такое соглашение могут подписать только главы государств. Премьеры в Астане должны определиться, что они скажут своим президентам.