17.04.2007 04:30
Экономика

ФАС хочет наказывать за незаконное обогащение

Антимонопольная служба считает, что в Уголовном кодексе ею должен стать факт незаконного обогащения, а не ущерба
Текст:  Елена Дворцова Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №0 (600)
Читать на сайте RG.RU

Законопроект предполагает, что правоохранительные органы будут доказывать не ущерб, причиненный организации, а факт и размер незаконного обогащения. При этом наказания за незаконный сговор предлагается серьезно ужесточить, хотя они и сейчас достаточно суровые (см. справку).

Пока статья не работает, потому что трудно выявить лиц, которым нанесен ущерб, к тому же они тяжело идут на сотрудничество, ведь им и дальше работать с нарушителями.

Когда поправки, предложенные антимонопольной службой, начнут реально работать, пока предсказать невозможно. В экспертной среде нет единого мнения по поводу того, насколько действенными они окажутся. Самое трудное для следствия, считают специалисты, - доказать связь между обогащением и действиями нарушителя. Обогащение можно списать на массу причин, включая конъюнктуру, и трудно доказать, какую часть прибыли принесло именно правонарушение.

Как удалось выяснить "Российской бизнес-газете", сегодня поправки ФАС проходят стадию ведомственных согласований. Учтена часть замечаний МВД, Министерства юстиции, аппарата правительства России. Однако в настоящее время в правительство РФ направлено письмо с просьбой продлить срок разработки документа в связи с тем, что могут появиться новые замечания минюста и минэкономразвития. После этого предстоит рассмотрение поправок в аппарате Верховного суда РФ.

По данным ФАС, число картельных сговоров за последние 10 лет увеличилось в 1,5 раза, а учитывая латентную (скрытую) преступность - еще больше. Только с 2000-го по 2005 год в два раза выросла доля нарушений в форме установления монопольно высоких цен, почти в три раза - изъятия товара с рынка с целью поддержания дефицита и сокращения или прекращения производства товаров, в три раза выросла доля нарушений при проведении торгов, в 2,5 раза - доля нарушений в виде предоставления льгот и преимуществ отдельным хозяйственным субъектам.

На Западе механизмы борьбы с картельными сговорами действуют четко. Так в феврале надзорные органы Евросоюза взыскали за это преступление рекордный штраф - миллиард евро - с четырех крупнейших производителей лифтов.

Этот штраф превышает любую из сумм, которые когда-либо взыскивали регуляторы Еврокомиссии. Даже штраф, который в марте 2004 года антимонопольное ведомство наложило на Microsoft, в два раза меньше - он составлял 497 миллионов евро.

Александр Киц
эксперт Межрегионального Общественного Движения "Против коррупции"

ФАС утверждает: статья УК не работает потому, что трудно найти лиц, которым нанесен ущерб, а также потому, что люди тяжело идут на сотрудничество. Но думается, причина в другом. Для начала, это недостатки законодательства, что в следственно-судебной практике приводит к невозможности применения антимонопольных норм. Статья не работает и из-за низкой квалификации сотрудников милиции, судей общей юрисдикции, которые рассматривают подобные уголовные дела. Доказать ущерб, причиненный умышленными действиями монополистов, очень тяжело. А граждане не идут на сотрудничество, потому что не верят правоохранительным органам. Многие вообще не знают, что такая статья существует.

С юридической точки зрения деяния, предусмотренные ст. 178 УК РФ, являются способами ограничения доступа на рынок или устранения других субъектов экономической деятельности. Они охватываются составом преступления "причинение крупного ущерба" (свыше одного миллиона рублей). Кроме того, должна быть умышленная форма вины, то есть лица должны осознавать общественно-опасный характер своих деяний.

наша справка

Уголовный кодекс. Статья 178. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции

1. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет. 

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства, либо организованной группой,наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечание

Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Инвестиции Уголовное право ФАС