Никогда прежде в России мюзиклы не награждали, тем более - двумя различными наградами. До успеха "Mamma Mia!" уже практически считалось, что этот жанр в России не прижился. Быстро закрылась "42-я улица", "12 стульев", недолго протянули "Чикаго", "Cats" ("Кошки"), "Иствикские ведьмы". Дольше держался "Нотр-Дам Де Пари", - во многом благодаря либретто по знаменитому роману Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери".
Собственно, в этом не было ничего удивительного. Обычная помпезность постановок, многочисленность персонажей на сцене, за которыми даже сложно уследить, - были тому виной. И еще одна черта, обычно присущая всем мировым мюзиклам. Как правило, во всех, даже в самых успешных - "Cats" и "Фантом в Опере" - максимум два-три стопроцентных хита. Остальные зонги - скорее "заполнители" музыкального пространства. В США для них даже придумали соответствующий термин "филлеры" - от английского fill - заполнять. Поэтому тем зрителям, для кого масштабность декораций, разнообразие костюмов и большое количество гарцующих по сцене танцоров и певцов - не являются главной радостью постановки, на мюзиклах чаще всего быстро надоедает. Ведь считать действующих лиц и гадать в чем их предназначение по либретто - уже задача неблагодарная.
Похоже, в "Mamma Mia!" смогли понять, как выгодно отличаться от менее успешных конкурентов. Во-первых, весь музыкальный материал составляют хиты группа ABBA, издавна популярной в России. В новом звучании и исполнении участников труппы эти песни - снова стильны, эмоциональны, современны и хитовы. Проходных номеров в этом мюзикле нет. Да и исполнительский уровень участников "Mamma Mia!" достаточно высок, что, безусловно, важно для зрительского успеха. "Иствикские ведьмы" были закрыты прежде запланированного срока во многом из-за того, что Дмитрий Певцов при всем уважении к его актерскому таланту как вокалист значительно менее интересен. А в "Mamma Mia!" исполнителей брали по жесткому кастингу, требуя и танцевать, и четко петь по нотам. И видно, что исполнители получают радость от того, что они делают.
Во-вторых, в "Mamma Mia!" смогли обойтись без сцен, логически объяснимых только проамериканской тягой к массовости и пафосу. И даже в эпизоде свадьбы, где на сцене оказывается сразу вся труппа в количестве 35 человек, практически у каждого персонажа своя четкая роль. В апреле благодаря успеху у зрителей уже началась подготовка к записи саундтрека российской (и русскоязычной!) версии мюзикла "Mamma Mia!".