Испытания на честность он решил начать с себя. Полиграфолог Леонид Алексеев тут же, после теста, выдал ему экспресс-"диагноз": "У депутата повышенная тревожность, пониженная педантичность, а контроль за ситуацией выше нормы".
"Какие ощущения?" - поинтересовался корреспондент "РГ" у Шапошникова сразу после того, как его отсоединили от датчиков полиграфа. "Очень непривычные, - ответил он, - даже слегка шатает". Видимо, переволновался, ведь сеанс проверки для него выбрали щадящий: всего-навсего десять минут простого психологического теста. Обычно на исследование заказанного клиента полиграфолог тратит час, а иногда и полтора. Заказы поступают в основном от банков и крупных коммерческих фирм, по данным полиграфологов фирмы в процессе таких проверок отсеивают до 30 процентов сотрудников. Эксперты продемонстрировали, что в арсенале современного оборудования для такого рода проверок есть даже миниатюрные полиграфы, которые умещаются в ладони.
Это шоу от первого лица стало живой иллюстрацией экспертного совета в Мосгордуме по поводу особенностей подбора, профессиональной подготовки и деятельности полиграфологов в мирных целях. Для этого в Мосгордуме и собралась группа специалистов из Центра психодиагностики МЧС ГУВД, Академии федеральной службы безопасности, столичной прокуратуры. Напомним, что сообща эксперты должны помочь московским депутатам из комиссии по кадровым вопросам подготовить законопроект, регулирующий нормы применения полиграфа в обычной жизни. Причем с акцентом на профпригодность. Дело в том, что столичных законотворцев не покидает мысль, что Москва остро нуждается в полиграфах для отбора ценных кадров. Особенно в судах и других госучреждениях, где крайне нужны порядочные люди с незапятнанной репутацией. Ради теста на честность они и решили сочинить новый законодательный хит.
"Может быть, процесс создания этого документа надо сделать закрытым?" - скромничал Валерий Шапошников, идейный вдохновитель законопроекта о полиграфе. Он отметил, что главная сложность не подбор техники, а подбор людей, приставленных к детектору: можно ли им доверять, ведь выводы делает не машина, а человек. На этот вопрос ясного ответа эксперты так и не дали, лишь пояснили, что все, кто работает с такой техникой, в прошлом представители спецслужб, сами неоднократно проходят исследования на детекторе. "Раз в год как минимум",- пояснил Алексеев.
Не меньше волновал депутатов и другой вопрос: можно ли обмануть детектор, если опытный полиграфолог обучит соискателя вакансии, как правильно отвечать на вопросы?
"Это невозможно, ибо специалист легко может отличить специально обученного человека от дилетанта". Однако чтобы цивилизованно отфильтровывать людей по этой новой формуле отбора кадров, без независимой ассоциации полиграфологов не обойтись, сошлись во мнении эксперты. Впрочем, репутация проверяющих в этой закрытой сфере услуг не единственный камень преткновения для создателей нового закона. С небес на землю разработчиков спустил своей репликой Александр Людвиг, начальник организационно-оперативного отдела управления правительства Москвы по экономической безопасности: "Не забывайте, что полиграф - лишь часть системы, и он не дает ответы на все вопросы о человеке, которого берут на работу, а между тем один комплект стоит 215 тысяч рублей". По его словам, следует сделать экономические расчеты, насколько городу выгодны детекторы, ведь нужно посчитать еще и услуги полиграфологов, без которых дорогостоящая техника бессмысленна. Соотношение цены качества тестирования на полиграфе Шапошников предложил хотя бы для кандидатов в мировые судьи. Служители Фемиды, на его взгляд, как и спецслужбы, должны обязательно проходить проверку полиграфом.