Слияние происходит "в целях формирования единой системы транспортировки нефти и продуктов ее переработки трубопроводным транспортом и защиты экономических интересов РФ".
Слухи о слиянии двух трубо-проводных гигантов циркулировали на рынке довольно давно, но лишь в этом году стали материализовываться. Автором идеи считается глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов, который высказал ее еще в 2004 году. Но лишь в декабре 2006 года Росимущество внесло этот вопрос на рассмотрение правительства. В марте этого года предложение главы правительства об объединении компаний было одобрено администрацией президента.
Схема объединения двух компаний предполагает проведение приватизации "Транснефтепродукта", в котором сейчас государству принадлежит 100 процентов акций. Для этого компания выводится из списка стратегических предприятий. Затем акции компании "Транснефтепродукт" будут внесены в уставный капитал "Транснефти". Сейчас государство - в лице Росимущества - владеет 75 процентами обыкновенных акций "Транснефти", остальные (привилегированные) акции обращаются на фондовом рынке или принадлежат юридическим лицам. Доля государства в объединенной компании должна составить не менее 75 процентов плюс одна акция.
Предполагается, что в ближайшее время пройдет дополнительная эмиссия акций "Транснефти", ее размер зависит от оценки активов "Транснефтепродукта". Скажем, по последним оценкам Deutsche UFG, стоимость "Транснефтепродукта" составляет примерно 1,1 миллиарда долларов. Вице-президент компании "Транснефть" Сергей Григорьев вчера заявил, что "Транснефти" необходимо изучить подписанный указ и понять, в какой форме проводить объединение.
С объединением "Транснефти" и "Транснефтепродукта" государство получит еще одного монополиста - проводника энергетической стратегии. Кроме того, это слияние показывает, что консолидация активов под крылом государства в сфере ТЭК продолжается. Эксперты указывают, что предстоящая дополнительная эмиссия акций "Транснефти" может укрепить финансовое положение "Транснефти", которой предстоит вложить до 10 миллиардов долларов в строительство нефтепровода ВСТО (Восточная Сибирь - Тихий океан). Опыт IPO российских госкомпаний позволяет рассчитывать на успешность предстоящего размещения. В то же время многие мощности "Транснефтепродукта" требуют модернизации, что может стать определенным бременем для нефтепроводной монополии.
Досье "РГ"
"Транснефть" создана в 1992 году, объединяет все магистральные нефтепроводы России, транспортирует более 93 процентов российской нефти. "Транснефтепродукт" - транспортная монополия, основана в 1993 году. С 2006 г. компания зарегистрирована в Санкт-Петербурге.