Имеет ли право на добровольный уход из жизни тяжело, безнадежно больной человек? Имеет ли право врач способствовать такому уходу? Это такая болезненная проблема, что однозначного ответа на нее как не было, так и нет.
Вот и теперь даже само обсуждение этого вопроса вызвало громкий резонанс. Но, как подчеркивает Валентина Петренко, председатель Комитета социальной политики Совета Федерации РФ, не поднимать тему эвтаназии просто нельзя.
Инициатива сенатора вызвала большой ажиотаж в Госдуме.
"Если мы разрешим эвтаназию, а по-русски добровольный уход из жизни по желанию больного, найдется много желающих, не самих больных, а их родственников, которые захотят захватить квартиры, имущество больных", - убежден вице-спикер Владимир Жириновский.
"Я очень уважительно отношусь к Валентине Петренко, но не понимаю, чем это вызвано: может, желанием привлечь внимание, может, другими причинами", - сказал депутат Госдумы, доктор медицинских наук, академик РАМН Сергей Колесников, выступающий против легализации эвтаназии.
Депутаты так увлеклись проблемой, что не заметили новой информации, поступившей из Совета Федерации. Сенаторы заявили, что не готовят законопроект об эвтаназии.
Президент РАМН, руководитель Онкологического научного центра имени Блохина, академик РАН и РАМН:
- Я категорически, резко против. Хотя постоянно становлюсь свидетелем тяжких страданий больных. Эвтаназия - проблема не врачебная, не медицинская. Вот вчитайтесь!
Дословно цитирую Гиппократа, его клятву: "Я не дам никому просимого у меня смертельного средства. И не покажу путь для подобного замысла". Любая религия противоречит эвтаназии. Если общество созрело для того, чтобы в нем были палачи - те, кто расстреливает, те, кто включает электрический стул... У врача другая миссия: врач - не палач.
Лейла Адамян,
академик РАМН, замдиректора Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии:
- Каждый человек имеет право распоряжаться своей жизнью, когда длятся бесконечные боли в безвыходной ситуации? Хотя я не представляю себя в роли человека, который сможет отключить систему жизнеобеспечения умирающего. Другое дело - и это очень важно - эвтаназия - удел интеллигентного, цивилизованного общества. Мы, наша страна полностью отвечаем этим требованиям? Готовы мы к принятию закона об эвтаназии? Вот тут у меня большие сомнения. Возможны злоупотребления при эвтаназии? Да сколько угодно! Кто будет ее контролировать? Больше вопросов, чем ответов. Во всяком случае пока.
Досье "РГ"
Первыми в новейшей истории эвтаназию легализовали Нидерланды. Согласно проведенному исследованию возможность проведения добровольной эвтаназии одобряют 92 процента населения страны. В Бельгии эвтаназию легализовали в 2002 году. В год врачи там помогают уйти из жизни нескольким сотням смертельно больных пациентов. Два года назад в бельгийских аптеках появились специальные наборы для эвтаназии. Они были созданы с целью упростить смертельную процедуру. В эти наборы стоимостью примерно 60 евро входит шприц с ядом и другие необходимые для инъекции средства. Заказать набор может только практикующий врач.
В Испании глава правительства Хосе Луис Родригес Сапатеро во время избирательной кампании 2004 года пообещал легализовать эвтаназию. Однако ему до сих пор так и не удалось узаконить добровольный уход из жизни. Тем не менее эвтаназия в Испании фактически уже практикуется. В марте этого года региональное правительство Андалусии постановило отключить от аппарата искусственного дыхания 51-летнюю Инмакуладу Эчевария по просьбе самой пациентки. Свое решение местные власти обосновали принятым в 2002 году законом, согласно которому находящиеся в сознании больные имеют право отказаться от лечения.
Во Франции и в Италии эвтаназия запрещена законом. Однако в последнее время и в одной, и в другой стране имели случаи умерщвления неизлечимо больных.
Подготовили Сергей Маслов, Дарья Юрьева и Николай Паклин