Как отметил известный историк спецслужб генерал ФСБ Александр Зданович, без изучения истории спецслужб невозможно изучение истории стран. В плане рассекречивания архивов Лубянка вышла в лидеры среди мировых спецслужб. На обороноспособности страны такая открытость не скажется, а вот точному пониманию исторических фактов сильно поможет. В соответствии с законом большинство материалов под грифом "секретно" могут быть рассекречены по истечении 30 лет. Работа архивистов ФСБ особенно важна в тот момент, когда факты недавнего прошлого начинают активно шельмовать и подтасовывать различные политически ангажированные деятели в России и за рубежом.
Христофоров особо подчеркнул, что есть отдельные документы, которые не будут рассекречены никогда, как и в архиве любой спецслужбы. Это те документы, в которых речь идет о сотрудниках и лицах, оказывавших им содействие, а также формах и методах работы.
Учитывая специфику ФСБ, этому удивляться не приходится. Удивительно другое, что за последние 15 лет рассекречено более 2 миллионов документов. Только в прошлом году рассекречено около 300 тыс. документов. Среди документов, преданных гласности, есть даже такие, которые докладывались только Сталину и на которых стояла надпись "Уничтожить по прочтении".
Такие секретные бумаги увидели свет, например, в опубликованном цикле "Лубянка-Сталину о положении дел в стране", где представлены совершенно закрытые аналитические отчеты ГПУ о всех событиях в стране в 1922-1934 годах.
В 1923 году в системе ОГПУ был создан аналитический отдел, который делал ежемесячные обзоры высшему руководству страны. Адресатами были лишь 30-50 человек, а после чтения отчеты уничтожались. На сегодня они остались лишь в архивах ФСБ.
Представитель православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета отец Александр (Мазырин) отметил, что архивы ФСБ помогают восстановить историю Русской православной церкви. "Мы даже предположить не могли, какое огромное количество документов по истории церкви сохранилось в архивах органов безопасности - не только следственные дела, но и внутрицерковные документы, которые самой церковью считались утраченными".
Чтобы исключить возможные кривотолки о том, что ФСБ рассекречивает только избранные документы, подтверждающие "нужную" точку зрения, работа по рассекречиванию ведется совместно с гражданскими и даже иностранными инстанциями. Так, например, вместе с Институтом российской истории готовится сборник, посвященный Финской войне 1939-1940 годов. В подготовке этого издания, подчеркнул В.Христофоров, также принимают участие финские коллеги. Совместно с польской стороной готовится сборник документов о Варшавском восстании 1944 года.