18.04.2007 03:00
Общество

В России созданы инновационные технологии, способные изменить мир

В России созданы инновационные технологии, способные изменить мир
Текст:  Алексей Михайлов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4344)
Читать на сайте RG.RU

Российская газета: Армен Георгиевич, расскажите о зарождении концепции, истории вопроса персонального телевидения.

Армен Маргарян: Первые мысли о том, как сделать телевидение более "удобным" для зрителя, появились у нас еще в середине 90-х годов прошлого века. Тогда только начиналось активное развитие Интернета в России, и мы рассматривали возможности дополнения обычного эфирного вещания элементами интерактивности. Со временем это направление реализовалось в первом в России интерактивном телеканале "Телевизионный дамский клуб" (ТДК), зрители которого сегодня не только получают дополнительную информацию о передачах и их участниках, но и могут, например, отвечать на вопросы ведущих в прямом эфире или голосовать, используя только пульт ДУ.

Следующим шагом была разработка приставок, позволяющих устранить главный недостаток телевидения - "привязку" зрителя к сетке вещания. До недавнего времени нам всем приходилось подстраиваться под телепрограмму, что, разумеется, сложно считать комфортным. Несколько лет назад массовому потребителю стало доступно оборудование (сначала видеомагнитофоны, потом более сложные устройства), которое частично компенсировало неудобство просмотра - появились функции "стоп-кадр", "перемотка эфира" и т.п., суть которых в том, что подключенная к телевизору приставка позволяет записать часть передачи или фильма и воспроизвести позже, когда это будет удобно телезрителю. Мы тоже делали такие приставки, но уже тогда сочли это временным решением и продолжали исследования в направлении "персонализации" телевидения.

И, наконец, закономерным итогом более чем десяти лет серьезной работы специалистов "РИКОР" стал действительно революционный прорыв - персональное телевидение, в котором удалось объединить преимущества ТВ и компьютера. Это на самом деле явление, значение которого трудно переоценить: персональное телевидение открывает новую эпоху информационного общества, позволяя каждому создать свое личное коммуникационное пространство. Особенно актуально это для нашей страны, в которой телевидение остается одним из важнейших и самых распространенных средств массовой информации.

Я лично чувствую ответственность за то, чтобы Россия не осталась за бортом информационной революции, поэтому все наши разработки мы стремимся делать, не только учитывая достижения мировых лидеров в этой области, но и по возможности опережая их. По крайней мере с персональным телевидением, я считаю, это удалось - аналогов этому продукту в мире пока нет.

РГ: Какой комплекс преимуществ получает пользователь персонального телевидения?

Маргарян: Об этом можно рассказывать часами, но лучше все-таки один раз увидеть, и в самое ближайшее время каждый сможет сам оценить все преимущества персонального телевидения в нашем демонстрационном зале. Представьте себе, что вы можете создать свой собственный телевизионный канал, который будет показывать именно то, что вам интересно, и тогда, когда вы готовы это смотреть. Другими словами, первое и главное преимущество - это абсолютная независимость от телевизионной программы и, соответственно, экономия времени.

С персональным телевидением можно забыть о пропущенных матчах и о том, что любимые передачи идут поздно ночью, а споры о том, кто и что будет смотреть, вообще теряют смысл - каждый смотрит свой персональный канал в удобное ему время. "Искусственный интеллект" нашей системы позволяет не просто хранить индивидуальные настройки предпочтений каждого, но и подстраиваться под зрителя. В зависимости от того, что и в каком объеме вы смотрите, "умный телевизор" сам определяет порядок каналов, предлагает передачи, которые могут вас заинтересовать, делает подборку новостей именно для вас.

При этом наш комплект оборудования - мы назвали его "медиа-центр" - может записывать одновременно несколько передач, идущих в одно и то же время, поэтому вы не пропустите ничего важного. Система может не просто напомнить вам о начале передачи и записать то, что вы запрограммировали, но и сама подобрать интересующие вас программы. При этом с каждым разом она будет это делать все точнее и точнее, так как анализирует ваши предпочтения и "самообучается" лучше любого референта.

Другая привлекательная сторона персонального телевидения - реальная интерактивность. Например, можно отправить вопрос ведущему передачи в прямом эфире, проголосовать или, увидев понравившийся товар, не только получить дополнительные сведения о нем, но и заказать его, и даже оплатить.

Отдельно стоит сказать и о технических возможностях. Во-первых, прием в формате high definition (HDTV) - это совершенно другое качество телевизионного изображения, "картинка" становится более натуральной, "живой". Во-вторых, полный набор мультимедийных технологий - прослушивание и запись CD/DVD, многоканальный звук, "видео по запросу", компьютерные игры. В-третьих, практически неограниченные возможности хранения информации - система позволяет записывать до 4000 часов видео и организовывать удобные архивы, так что про стопки дисков и видеокассет можно забыть. И, наконец, Интернет прямо на экране телевизора - можно подключить "мышь" и клавиатуру, и тогда вам не придется покидать любимое кресло, чтобы прокомментировать пришедшую во время передачи идею в своем блоге или срочно отправить e-mail.

РГ: В каком временном диапазоне этот продукт станет достаточно массовым, доступным по цене широким слоям населения?

Маргарян: Массовость - это вопрос времени, особенно сейчас, когда технологии развиваются настолько быстро, что за несколько лет продукт проходит все уровни - от дорогого и статусного до массового. Давайте вспомним, сколько стоил сотовый телефон 10 лет назад, какими функциями он обладал, и кто мог себе его позволить. А сегодня количество мобильных телефонов в России значительно больше, чем стационарных, они доступны даже пенсионерам. Так и с персональным телевидением - если в 2007 году количество пользователей будет измеряться тысячами, то через 5 лет - десятками миллионов, особенно учитывая, что в планах государства к 2015 году завершить переход на цифровое телевещание, а наше оборудование позволяет принимать и декодировать цифровой сигнал, не меняя телевизор.

Весь мир уже переходит на "цифру", и наша страна не должна отставать, тем более что для этого есть все предпосылки - мы производим свое оборудование здесь, в России, "персональное телевидение" - отечественный продукт, результат работы наших инженеров и программистов, и по многим параметрам ему нет аналогов за рубежом. Пока это инновационный продукт, который, разумеется, не может быть дешевым, но мы работаем над моделями, которые при сохранении основных преимуществ персонального телевидения будут доступны практически каждой семье.

РГ: Есть ли возможности использовать эту новацию не только для информационных и развлекательных, но и деловых, скажем, управленческих, целей?

Маргарян: Безусловно, ведь телевидение - не только развлечение, это эффективный инструмент распространения любой информации, и в этом плане персональное телевидение имеет отличные перспективы, так как позволяет зрителю не только пассивно воспринимать то, что ему сообщают, но и давать обратную связь в режиме реального времени. Индивидуальная ежедневная подборка деловых новостей со всех каналов, дистанционное образование в удобное время и в комфортных условиях, массовые опросы общественного мнения или исследования узких групп потребителей - наши технологии делают это возможным уже сейчас.

А в ближайшей перспективе, при условии широкого распространения персонального телевидения, можно говорить и о специализированных профессиональных каналах, например, для врачей, учителей, представителей малого бизнеса, и о видеоконференциях, и об эффективном обмене информацией между центром и регионами. Территория России огромна, а Интернет, в отличие от телевидения, во-первых, далеко не везде доступен, во-вторых, требует все-таки, более серьезной подготовки пользователя, поэтому персональное телевидение может внести свой вклад и в развитие отдаленных районов, и в обеспечение комфорта тех, кто вынужден работать вдали от крупных городов с развитой инфраструктурой телекоммуникаций.

РГ: Каковы инвестиции в проект?

Маргарян: Можно было бы, конечно, сказать, что это коммерческая тайна, но мы как идеологи нового информационного общества стремимся быть открытыми. Пока планируется вложить еще около 50 миллионов долларов. Несмотря на то, что мы рассчитываем на свои силы и, как и раньше, готовы обеспечивать развитие проекта за счет собственных средств, мы не отказываемся от взаимовыгодного сотрудничества.

Да, проект капиталоемкий, но опыт последних лет показывает, что и перспективы открываются невероятные - персональное телевидение в буквальном смысле создает новые рынки и направления деятельности как для разработчиков оборудования и программного обеспечения, так и для производителей контента. И коммерческий успех придет, я считаю, к тем, кто сейчас вкладывает средства в развитие отечественного интеллектуального ресурса.

РГ: Что может стать новым шагом в этом инновационном направлении?

Маргарян: Если немного пофантазировать, то телевизор с нашим комплектом оборудования может превратиться в настоящий центр управления "умным домом", обслуживающий все системы - от видеонаблюдения до кондиционирования и отопления. Но пока об этом, конечно, еще рано говорить, хотя наши технологии позволяют расширить систему до такого уровня.

Реально мы сейчас работаем над несколькими направлениями - это развитие новых каналов, доработка технологий интерактивности, в том числе возможности дополнения такими функциями федеральных телевизионных каналов, и создание "бюджетной" версии приставки, которая может стать основой для реализации государственной программы перехода на цифровое вещание. Но кое-что я позволю себе пока оставить "за кадром" - все-таки у нас не такие возможности, как у крупнейших мировых корпораций, и не хотелось бы видеть, как твою идею реализует кто-то другой.

Главный наш ресурс - интеллектуальный, и я считаю, что персональное телевидение наглядно продемонстрирует лидерство России не только "в области балета", но и в высоких технологиях.

Справка "РГ"

Российская Инновационная Корпорация ("РИКОР-холдинг"), образованная в 1992 г., - лидер российского рынка высокотехнологичных разработок в области телевидения. Возглавляет "РИКОР" Армен Георгиевич Маргарян.

В структуру ОАО "РИКОР-холдинг" входят:

ЗАО "Интерактивные медиа технологии"; ОАО "Рикор Электроникс"; ООО "Рикор-ТВ"; ОАО "Телекомпания "Интерактивное телевидение РИКОР"; "Центр Медиа Технологий Рикор".

В настоящее время главным направлением деятельности "РИКОР-холдинга" является разработка и внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий.

"РИКОР-холдинг" является обладателем более 60 патентов на программное обеспечение и технологии цифрового вещания.

В холдинге работает около 3000 человек.

www.rikor.com

СМИ и соцсети