- Речь идет о разработке системы мер, направленных на создание в экономике такой среды, когда ключевую роль играет не капитал, а идеи и умение доводить их до коммерческой реализации, - подчеркнул первый зампред правительства.
Разговор о начавшихся преобразованиях в российской экономике шел на выездном совещании Военно-промышленной комиссии. Для Урала "оборонка" также традиционна, как хлеб и соль. На базе предприятий и учреждений оборонно-промышленного комплекса, научных и исследовательских организаций региона можно создать своего рода точки опоры, которые в будущем помогут осуществить полную диверсификацию экономики страны. В этом уверен Сергей Иванов, в этом его поддерживают директора оборонных предприятий.
Строго говоря, на Урале уже имеется немало предприятий, умело совмещающих производство гражданской и военной продукции. Идеальным считается соотношение 50 на 50, в США, на которые нередко ссылаются эксперты, он составляет 40 к 60. По мнению первого вице-премьера России, неплохо бы добиться 15 - 20 процентов гражданского сектора. А вот на Уральском оптико-механическом заводе уже сейчас производят 43 процента военной продукции и 57 - армейского назначения. На специальной выставке Сергею Иванову показали и рассказали, за счет чего УОМЗ не просто выживает, но даже неплохо зарабатывает на внутреннем и мировом рынках. Завод традиционно специализируется на производстве систем наведения для различных видов оружия. А несколько лет назад уральцы сумели составить достойную конкуренцию грандам медицинского приборостроения. Специальные кювезы для искусственного донашивания новорожденных с маркой Уральского оптико-механического завода сейчас пользуется не меньшим спросом, чем немецкие. Знаменитый Уралвагонзавод с одинаковым успехом строит сегодня танки и универсальные тракторы.
Это пример того, как сегодня успешно врастают в рынок отдельные предприятия ОПК. Но с гораздо большим успехом и меньшими затратами это удается сделать крупным специализированным холдингам и корпорациям. По словам Сергея Иванова, практика такой интеграции оборонных производств продолжится, и в перспективе Россия будет иметь около 40 таких крупнейших объединений.
Уральский завод тяжелого машиностроения - знаменитый когда-то "Уралмаш" лет 20 назад вполне мог бы претендовать на место в этом списке. Но не сегодня. В 90-х его раздробили на отдельные предприятия, что-то продали с молотка, что-то бросили на "доживание". В результате почти из 50 тысяч рабочих мест на "Уралмаше" удалось сохранить не многим более трех. Рабочие здесь живут от заказа до заказа, о чем они сами рассказали первому вице-премьеру. Ситуация на самом деле тяжелейшая: в цехах завода, который в лучшие времена выпускал по 36 экскаваторов в месяц, сегодня собирают около десятка. Сергей Иванов лично убедился, что производственные мощности загружены едва-едва.
Надежды на возрождение "Уралмаша" сейчас связывают с региональным проектом "Урал промышленный - Урал полярный", который Сергею Иванову представил полпред президента в УФО Петр Латышев. По этому проекту планируется добывать полезные ископаемые, нефть и газ на восточных отрогах Уральских гор. Как рассказал корреспонденту "РГ" Петр Латышев, в этом необжитом регионе хранятся огромные природные богатства: не меньше 60 миллиардов тонн железной руды, порядка 26 миллиардов тонн угля и еще добрая половина таблицы Менделеева. Стоимость полезных ископаемых, которые планируется извлекать из уральской земли в ходе реализации проекта, оценивается в сотни миллиардов долларов. Эксперты полагают, что запасов угля, железной руды, марганца и других полезных ископаемых должно хватить российской экономике на 150 - 200 лет. Объем инвестиций в проект "Урал промышленный - Урал полярный" составит порядка 400 миллиардов рублей. Как сообщал ранее полпред президента в Уральском федеральном округе Петр Латышев, инвестпроект должен быть готов к июню, предполагается его софинансирование из инвестфонда. Программа состоит из трех направлений. Сырьевое подразумевает освоение месторождений Полярного и Приполярного Урала для восполнения сырьевого дефицита промышленных центров региона и России в целом. Транспортное направление предусматривает строительство железнодорожных и автомобильных дорог на территории Северного Урала и полуострова Ямал, в том числе железнодорожной магистрали Полуночная - Обская и автодороги Тюмень - Агириш - Салехард. В энергетическое направление входит строительство комплекса электростанций и линий электропередачи.
Для строительства автомобильной и железной дороги, четырех тепловых электростанций требуется огромное количество специальной техники. А "Уралмаш" как раз и специализировался на производстве экскаваторов, шагающих драглайнов, бурильных установок и иного инженерного и изыскательского оборудования. Специалисты говорят, что восстановить в Екатеринбурге их производство вполне реально. Шансы "Уралмаша" стать участником этого проекта возрастают еще и потому, что полезные ископаемые на Урале планируют добывать открытым способом. А крупнейшее объединение как раз и специализировалось на выпуске шагающих экскаваторов, которые еще пару десятков лет назад обеспечивали техникой треть подобных работ на территории страны. Сергей Иванов одобрил представленный ему проект.