20.04.2007 04:45
Экономика

Иванов предложил соединить деньги с идеями

Первый вице-премьер предложил соединить деньги с идеями
Текст:  Юрий Гаврилов (Екатеринбург) Фото ИТАР-ТАСС
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4347)
Читать на сайте RG.RU

Конечно, специально банкротить никто такие заводы не станет и отправлять за решетку их директоров тоже. Вчера первый вице-премьер Сергей Иванов напомнил, что у государства имеется немало иных способов заставить нерадивых чиновников работать по-новому. В частности, лишить их заказов и кредитов, отлучить от инвестиционных проектов и федеральных программ. Вообще государственно-частное партнерство все больше базируется на знаке равенства. Не подкрепленные финансами идеи сегодня также бесполезны, как и деньги, не вложенные в перспективные проекты. Сергей Иванов предложил соединить их в инновационной сфере.

- Речь идет о разработке системы мер, направленных на создание в экономике такой среды, когда ключевую роль играет не капитал, а идеи и умение доводить их до коммерческой реализации, - подчеркнул первый зампред правительства.

Разговор о начавшихся преобразованиях в российской экономике шел на выездном совещании Военно-промышленной комиссии. Для Урала "оборонка" также традиционна, как хлеб и соль. На базе предприятий и учреждений оборонно-промышленного комплекса, научных и исследовательских организаций региона можно создать своего рода точки опоры, которые в будущем помогут осуществить полную диверсификацию экономики страны. В этом уверен Сергей Иванов, в этом его поддерживают директора оборонных предприятий.

Строго говоря, на Урале уже имеется немало предприятий, умело совмещающих производство гражданской и военной продукции. Идеальным считается соотношение 50 на 50, в США, на которые нередко ссылаются эксперты, он составляет 40 к 60. По мнению первого вице-премьера России, неплохо бы добиться 15 - 20 процентов гражданского сектора. А вот на Уральском оптико-механическом заводе уже сейчас производят 43 процента военной продукции и 57 - армейского назначения. На специальной выставке Сергею Иванову показали и рассказали, за счет чего УОМЗ не просто выживает, но даже неплохо зарабатывает на внутреннем и мировом рынках. Завод традиционно специализируется на производстве систем наведения для различных видов оружия. А несколько лет назад уральцы сумели составить достойную конкуренцию грандам медицинского приборостроения. Специальные кювезы для искусственного донашивания новорожденных с маркой Уральского оптико-механического завода сейчас пользуется не меньшим спросом, чем немецкие. Знаменитый Уралвагонзавод с одинаковым успехом строит сегодня танки и универсальные тракторы.

Это пример того, как сегодня успешно врастают в рынок отдельные предприятия ОПК. Но с гораздо большим успехом и меньшими затратами это удается сделать крупным специализированным холдингам и корпорациям. По словам Сергея Иванова, практика такой интеграции оборонных производств продолжится, и в перспективе Россия будет иметь около 40 таких крупнейших объединений.

Уральский завод тяжелого машиностроения - знаменитый когда-то "Уралмаш" лет 20 назад вполне мог бы претендовать на место в этом списке. Но не сегодня. В 90-х его раздробили на отдельные предприятия, что-то продали с молотка, что-то бросили на "доживание". В результате почти из 50 тысяч рабочих мест на "Уралмаше" удалось сохранить не многим более трех. Рабочие здесь живут от заказа до заказа, о чем они сами рассказали первому вице-премьеру. Ситуация на самом деле тяжелейшая: в цехах завода, который в лучшие времена выпускал по 36 экскаваторов в месяц, сегодня собирают около десятка. Сергей Иванов лично убедился, что производственные мощности загружены едва-едва.

Надежды на возрождение "Уралмаша" сейчас связывают с региональным проектом "Урал промышленный - Урал полярный", который Сергею Иванову представил полпред президента в УФО Петр Латышев. По этому проекту планируется добывать полезные ископаемые, нефть и газ на восточных отрогах Уральских гор. Как рассказал корреспонденту "РГ" Петр Латышев, в этом необжитом регионе хранятся огромные природные богатства: не меньше 60 миллиардов тонн железной руды, порядка 26 миллиардов тонн угля и еще добрая половина таблицы Менделеева. Стоимость полезных ископаемых, которые планируется извлекать из уральской земли в ходе реализации проекта, оценивается в сотни миллиардов долларов. Эксперты полагают, что запасов угля, железной руды, марганца и других полезных ископаемых должно хватить российской экономике на 150 - 200 лет. Объем инвестиций в проект "Урал промышленный - Урал полярный" составит порядка 400 миллиардов рублей. Как сообщал ранее полпред президента в Уральском федеральном округе Петр Латышев, инвестпроект должен быть готов к июню, предполагается его софинансирование из инвестфонда. Программа состоит из трех направлений. Сырьевое подразумевает освоение месторождений Полярного и Приполярного Урала для восполнения сырьевого дефицита промышленных центров региона и России в целом. Транспортное направление предусматривает строительство железнодорожных и автомобильных дорог на территории Северного Урала и полуострова Ямал, в том числе железнодорожной магистрали Полуночная - Обская и автодороги Тюмень - Агириш - Салехард. В энергетическое направление входит строительство комплекса электростанций и линий электропередачи.

Для строительства автомобильной и железной дороги, четырех тепловых электростанций требуется огромное количество специальной техники. А "Уралмаш" как раз и специализировался на производстве экскаваторов, шагающих драглайнов, бурильных установок и иного инженерного и изыскательского оборудования. Специалисты говорят, что восстановить в Екатеринбурге их производство вполне реально. Шансы "Уралмаша" стать участником этого проекта возрастают еще и потому, что полезные ископаемые на Урале планируют добывать открытым способом. А крупнейшее объединение как раз и специализировалось на выпуске шагающих экскаваторов, которые еще пару десятков лет назад обеспечивали техникой треть подобных работ на территории страны. Сергей Иванов одобрил представленный ему проект.

Промышленность Армия Русское оружие Екатеринбург Урал и Западная Сибирь Вице-премьеры