20.04.2007 04:50
Экономика

Кабинет министров предписал стране умеренно оптимистичный курс

Кабинет министров предписал стране умеренно оптимистичный курс
Текст:  Елена Лашкина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4347)
Читать на сайте RG.RU

К тому же, чтобы "точнее попасть в прогноз", правительство рассмотрело и итоги первого квартала текущего года. Кому-то они могли показаться и не очень хорошими, но Фрадков посчитал, что небольшим увеличением инфляции в апреле, видимо, можно и пренебречь, а в остальном - "результаты неплохие, обнадеживающие", а главное - многообещающие. Особенно если посмотреть их в сравнении с прошлым годом. На самом деле на фоне прошлогодних результатов итоги некоторых параметров первого квартала впечатляют: приток инвестиций увеличился чуть ли не в 10 раз и составил 21,2 процента, реальные доходы населения выросли до 12,7 процента, и с ростом ВВП вроде все в порядке, инфляция же, несмотря на некоторые неприятности, медленно, но снижается - 3,4 процента.

Герман Греф даже расстроился за благосостояние россиян, которое увеличивается какими-то безумными темпами. Как оказалось, потому, что рост зарплаты в 2,5 раза опережает рост производительности труда. "Это самая тревожная тенденция", - заметил главный экономист.

Но оказалось, что не единственная. Не менее сильно тревожит Грефа и рост импорта, бьющий все рекорды, и стимулирующий укрепление рубля, который успел выбрать за три первых месяца более половины возможного уровня.

В общем, экономическая модель, по мнению главного экономиста, требует капитального ремонта. Поэтому министр предложил не один, а два основных варианта развития событий до 2010 года, основывающихся на гипотезе о единых ценах на нефть. Различаются варианты лишь изменением динамики конкурентоспособности российского бизнеса, масштабами и интенсивностью реализации правительственного пакета мер и инвестиционных проектов, направленных на ускорение экономического роста. Уровень цен на нефть Urals, заложенных при расчете основных вариантов прогноза, составляет 55 долларов за баррель в 2007 году, 53 - в 2008 году, 52 - в 2009 году и 50 долларов в 2010 году. Вариант первый - инерционный - показывает, что произойдет с российской экономикой в условиях стабилизации объемов экспорта углеводородов при продолжающемся ухудшении ценовой конкурентоспособности отечественной продукции и замещении ее импортной. Темпы роста ВВП при этом снизятся с 6,5% в 2007 году до 5,7% в 2008 году, 5,3% в 2009 году и 5,2% в 2010 году.

Вариант второй - умеренно оптимистичный, потому что предполагает относительное улучшение конкурентоспособности российского бизнеса и активизацию структурных сдвигов за счет реализации комплекса мер по ускорению экономического роста. При такой же, как и в первом варианте, конъюнктуре на мировых рынках энергоносителей темпы роста ВВП составят в 2008 году 6,1%, в 2009 году - 6%, в 2010 году - 6,2%.

Второй вариант больше пришелся по душе и министру, и правительству в целом. Тем не менее, по оценке ведомства Грефа, сохранится тенденция опережающего роста обрабатывающих производств по сравнению с производством сырья и материалов и топливно-энергетических ресурсов. "Это свидетельствует о том, что, несмотря на продолжающееся укрепление курса рубля, российской экономике в рамках второго варианта в целом удается избежать голландской болезни", - отмечается в документе. Темп роста производства продукции машиностроения, о чем так мечтает премьер, сохранится на высоком уровне. "Вместе с тем и в рамках второго варианта масштабы диверсификации экономики оказываются незначительными, и общего ускорения промышленного роста не происходит. В зоне риска утраты конкурентоспособности и низких темпов роста по-прежнему остаются производство отечественных легковых и грузовых автомобилей, сельскохозяйственной техники, станкостроение", - предупреждают эксперты минэкономразвития.

- У нас в прогнозе все даже поштучно прописано, сколько локомотивов, легковых автомобилей и другой продукции произведем к 2010 году, - пытался настроить на привычную для себя оптимистичную волну Греф своих коллег.

Но прописанный рост ВВП, точнее его снижение, обеспокоил министра финансов Алексея Кудрина гораздо больше, нежели точное число машин и оборудования: "Могут ли при инновационном сценарии темпы роста экономики в ближайшие годы составлять 6,5 - 6,8 процента в год?"

Греф разъяснил своему коллеге, что страна еще очень сильно зависит от цен на нефть, хотя можно, конечно, представить и сверхоптимистический прогноз, но если рассчитывать на высокую инвестиционную активность и высокие цены на нефть. "Но, соответственно, есть и обратные риски при цене на нефть ниже прогнозной", - заметил Греф. Но даже при благоприятных условиях темпы роста ВВП хоть и будут выше прогнозных, но не более чем 6,8%.

- Конъюнктура есть конъюнктура, но нам отступать некуда, - предупредил Фрадков. - Насколько активна наша позиция в прогнозе: снижение доли импорта, увеличение экспорта? Или по волнам будем плыть, бултыхаясь и пузыри пуская, или будем принимать меры, чтобы активно всплыть?

А для тех, кто что-то не понимал в проводимой правительством политике, премьер специально заметил, что все уже все поняли: если упускать время, то можно потерять и то, что имеешь.

Что касается высоких темпов укрепления реального курса рубля, то главный экономист успокоил, они должны замедлиться... к 2010 году. И без чьей-либо помощи. Потому что к тому времени фактически будут исчерпаны возможности для дальнейшего укрепления курса рубля. "Появляется возможность проводить бюджетную политику без оглядки на этот фактор", - заметил министр. Уровень инфляции в 2009 году должен сократиться до 5,5 - 6,5% и до 5 - 6% в 2010 году. "Стабилизация расходов бюджета на уровне 18 - 18,6% ВВП не препятствует задаче снижения инфляции", - добавил Греф, отметив при этом, что существуют определенные риски, связанные с тарифами.

Но главный финансист не отставал, и хотя Кудрин сам знает ответ на вопрос, тем не менее публично спросил Грефа о том, как выйти на более смелые цифры инвестиций. Главному экономисту не привыкать рассказывать эзоповым языком, поэтому он вроде и прямо, и смело заметил, что инвестиций можно ждать, но на более смелые цифры в первую очередь влияет негативная ситуация в защите прав собственности и непрозрачность государства.

Тем не менее Кудрин остался при своем мнении. Он считает, что средний прирост инвестиций в основной капитал в размере 11,3% - "недостаточная база для обеспечения экономического роста с 6,2% до 6,7 или 6,8%, как мы хотели бы иметь". Расширить ее можно при условии снижения в течение трех лет ставок по кредитам до 3-5%. "У нас слишком высокая инфляция и ставка кредитования, - заметил Кудрин. - Если ставку кредитования мы за три года снизим хотя бы до 5%, а желательно - до 3%, это существенно, в разы, расширяет базу инвестирования в российскую экономику".

Впрочем, об угрозах и проблемах Греф рассказывал еще долго. И о том, что прогнозных показателей по добыче газа в 2008 - 2010 годах можно будет достичь только в случае недискриминационного доступа независимых производителей газа к трубопроводам. И о том, что поэтому прогноз удалось согласовать на совещании у председателя правительства "с большими трудностями". "Но от согласованности прогноза до его реализации - очень большой путь, - предупредил министр. - Пока не чувствую, насколько есть запас по увеличению добычи, а самое главное - транспортировки газа". В общем, ситуация с газом остается "одним из самых тревожных факторов на сегодняшний день". При этом он отметил, что те цифры, которые заложены в прогнозе, не могут быть достигнуты только за счет одного "Газпрома".

Именно для этого минэкономразвития и собирается в этом году завершить разработку закона о стратегическом планировании, который будет включать более глубокий анализ развития различных отраслей российской экономики. На что Фрадков подсказал, что в законе должно быть прописано и то, "кто будет делать прогнозы" по отраслям. Тогда и "субъективный фактор уйдет на второй план" и не будет возникать таких дискуссий с "Газпромом" по прогнозу добычи газа в стране, которые происходят сейчас. В итоге Грефа отправили разрабатывать план действий правительства, который, как заметил Фрадков, даст возможность заглянуть до 2020 года. Непонятно только - зачем?

Макроэкономика Правительство