Это уже третья ее книга. Первый сборник Насти вышел, когда ей не исполнилось и пяти лет. Тогда она еще не умела писать, и бабушка записывала ее рассказы на диктофон.
С литературой Настя познакомилась, когда ей было 10 месяцев. Еще в кроватке она подолгу перелистывала страницы, а к некоторым иллюстрациям прикладывалась щекой, даже целовала. А рифмовать начала, когда ей еще и двух не было.
Родители девочки - Эльби Михайловна и Александр Николаевич - целыми днями на работе, оба госслужащие. По утверждению деда Насти, руководителя Всечувашского общественно-культурного центра Михаила Юхмы, необычные способности внучки смогла развить именно бабушка, поэтесса Роза Шевлеби. По словам бабушки, Настя страшная фантазерка и в то же время - очень земной ребенок. В четыре года, например, на задумчивый вопрос библиотекаря: "Какую же тебе книгу дать?" - серьезно ответила: "Про жизнь!"
Российская газета| Настя, вот ты сочиняешь стихи, сказки, рассказы... Фантазируют, конечно, все мальчики и девочки, однако не каждый может написать книжку. Тебе не бывает одиноко среди сверстников?
Настя| Нет. Вот сейчас в школе у меня много друзей. А в садике было меньше, в садик я ходить не любила - что там интересного, все бегают, кричат. Но скучно мне бывает редко. Дома - только когда делаю уроки, особенно математику, терпеть ее не могу. А в школе обычно скучаю на литературе. Когда мне было четыре года, в детской библиотеке мне дали "диплом суперчитателя", потому что за год я прочла больше двухсот книг. Но вообще-то больше люблю не читать, а играть.
РГ| Когда же ты книжки сочиняешь?
Настя| А когда играю. Стихи обычно сами на ум приходят. А сказки я куклам рассказываю. Ведь им тоже интересно. Все, что сочинила, помню наизусть. Дедушка иногда читает мою книжку и специально меняет некоторые слова. Но меня не обманешь!
РГ| А что тебе больше нравится сочинять - прозу или поэзию?
Настя| Сейчас - прозу.
РГ| А вот свою азбуку ты написала в стихах...
Настя| Так вышло. Бабушка дала мне пластмассовые буквы, я с ними играла, как с куклами - кормила, спать укладывала, разговаривала с каждой. Часто получалось в рифму. Например, так: "Ф, ты филин иль флажок? Может, просто кренделек?" Бабушка, оказывается, все это записывала.
РГ| Тебе нравится, что твои книжки печатают?
В библиотеку Настя записалась уже в полтора года
Настя| Конечно! Правда, и самой для этого пришлось постараться. Когда сказок и рассказов у меня набралось на целый сборник, дедушка сказал, что на вторую книгу у нас нет денег. Я сильно расстроилась и рассказала об этом одной знакомой тете. Ей очень понравилась моя первая книжка, и она дала нам деньги. Вот. С третьей книжкой тоже трудно было. Мне хотелось, чтобы в ней были цветные картинки, тогда она больше понравится детям... Дедушка объяснил, что это очень дорого. Но взрослые уже обо мне знали и помогли.
РГ| Думаешь о четвертой книжке?
Настя| Я ее уже пишу. Раньше мне нравились зайцы, а теперь - кошки. Специально для меня дедушка с бабушкой завели черную кошку Герду. Она очень забавная. Я за ней наблюдаю и уже начала кое-что записывать в тетрадку, это будут как бы рассказы от имени моей любимой куклы Вики о Герде. Так что следующая книга будет о кошках.
Первый сборник Насти Николаевой опубликован в 2003 году. Издательские расходы составили 1800 рублей. Типографские расходы - 4600 рублей. Всего - 8100 рублей. Оплатил отец. Вторая книга вышла в 2004 году. Она была в два раза толще. Третья была напечатана в 2006 году, расходы - 41 500 рублей. Расходы на вторую и третью книги взяли на себя спонсоры.
Тираж у всех книжек - 500 экземпляров.
О чем пишет Настя?
Из рассказа "Путешествие на другую планету".
В квартире, где я сейчас оказалась, было похоже, что когда-то здесь жили инопланетные существа. Были туфельки, похожие по размеру на мои. Значит, здесь жила такая же девочка, как я. Игрушек почти не было. Чем же играли дети инопланетян?
У меня был сотовый телефон. И я решила позвонить своим друзьям. И чудо - дозвонилась. И рассказала им о своих путешествиях, о разбившейся ракете. Друзья даже не поверили, что я звоню с другой планеты. И они сказали: "Приходи быстрей, нам не до шуток!"