21.04.2007 03:00
В мире

Бишкек временно освободили от оппозиции

Бишкек временно освободили от оппозиции
Текст:  Дмитрий Евлашков (Бишкек ) Игорь Шестаков Дарья Юрьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4348)
Читать на сайте RG.RU

Генпрокуратура республики возбудила ряд уголовных дел в отношении лидеров оппозиции. Им вменяется в вину организация массовых беспорядков, что по киргизским законам является уголовно-наказуемым деянием и карается лишением свободы. Правоохранительные органы провели обыски в штабе "Объединенного фронта" и офисах других оппозиционных партий и движений. Изъяты оргтехника и документы. Был арестован весь более чем 60-тысячный тираж ведущей оппозиционной газеты.

"С шести утра все члены фронта, не обладающие депутатским иммунитетом, вызваны на допрос в Государственный комитет национальной безопасности по возбужденному уголовному делу о массовых беспорядках", - заявил на сессии парламента в пятницу председатель Госкомитета Мурат Суталинов. Впрочем, идти с повинной к следователю оппозиционеры не спешат. Они отказались явиться на допрос, мотивировав это отсутствием соответствующей повестки.

С каждым днем противостояние между властью и оппозицией становилось все более жестким. Было очевидно, что развязка, хотя бы временная, не за горами.

К вечеру 19 апреля стало ясно, что у лидеров оппозиции не осталось уже аргументов и мотивов, чтобы как-то управлять толпой. Многие бишкекские аналитики, правда, не исключают, что и это обстоятельство - не что иное, как часть тщательно проработанного сценария. Между тем, как утверждал накануне глава МВД Киргизии генерал милиции Болотбек Ногойбаев, по оперативным данным, 18 апреля из регионов в столицу продолжали подтягиваться отряды криминальной молодежи.

Утром в четверг столица республики была полна слухами о том, что должны произойти беспорядки. Ситуацию подогревала ранее распространенная одним из лидеров оппозиции Мелисом Эшимкановым информация о том, что "19 апреля оппозиция намерена взять власть мирным путем". Напряжение у стен Дома правительства нарастало с каждым часом. Цитадель власти была взята в плотное кольцо. В рядах митингующих оказалось много выпивших, что явно затрудняло представителям оппозиции руководство "революционным процессом".

Новая попытка оппонентов власти озвучить свои требования о досрочном уходе президента Бакиева завершилась тем, что впереди колонны оппозиции появилась группа парней в белых кепках, которые завязали драку со спецназом. Присутствующий на месте событий генерал Ногойбаев призывал к порядку. Однако в него и в экипированных по последним западноевропейским образцам площадного противостояния спецназовцев полетели камни, палки и пластиковые бутылки с водой. Двое милиционеров были ранены. Одному из них камнем чуть не выбили глаз.

Как утверждает Ногойбаев, у него не было выбора. Он отдал приказ применить спецсредства. Толпу численностью около 3 тысяч человек спецназу удалось рассеять в считанные минуты и вытеснить митингующих с центральной площади. И все же еще несколько часов подразделениям милиции и спецназа с помощью светошумовых гранат, "черемухи" и пожарных водометов пришлось зачищать центр Бишкека от оппозиции. По словам генерала Ногойбаева, в ночь на 20 апреля в столице было задержано около 100 человек: "По нашим данным, погибших нет. Серьезно пострадали 8 сотрудников ОВД". Он также сообщил, что по факту беспорядков возбуждено уголовное дело.

У оппозиции, правда, своя версия случившегося. Спустя несколько часов после разгона демонстрации их лидеры собрали экстренный брифинг и обвинили в происшедшем власть. Феликс Кулов даже образно сравнил провокационный "штурм" Дома правительства с поджогом Рейхстага. "Мы заявляли о начале передачи власти только мирным путем. Наш митинг не нарушал никаких законов. Эта была спланированная диверсия со стороны власти, чтобы затем обвинить нас в организации массовых беспорядков", - сказал он.

Часть депутатов парламента Киргизии считает, что происходившее 19 апреля в столице можно квалифицировать, как попытку государственного переворота. Однако лишить ту часть своих коллег по законодательной палате, кто примкнул к оппозиции, депутатского иммунитета, так никто из них и не решился. Тем временем Феликса Кулова предельно эмоционально клеймил премьер-министр республики Алмазбек Атамбаев. Назвав его провокатором, он добавил: "Когда мы говорили им, что они не смогут проконтролировать многотысячную толпу, которая была еще и в алкогольном опьянении, они нас не слушали. Тут не важно, провокация это была или нет, важен ее результат. Прежде всего наказаны должны быть организаторы митинга и, если есть возможность, - задержаны те, которые начали эту провокацию".

В свою очередь лидеры оппозиции заявили, что хотя митинги в столице приостановлены, они не намерены отказываться от своих требований. Однако местные аналитики рискнули предположить, что оппоненты Бакиева взяли тайм-аут как минимум до осени.

   комментарий

Андрей Грозин, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ:

Я не думаю, что Киргизия в ближайшее время распадется на два государства. Все-таки у оппозиции - и это показывали последние дни накануне беспорядков - недостаточно сил, недостаточно массовой поддержки для того, чтобы уехать в регионы и создать там некие параллельные структуры власти.

Хотя то, насколько политизировано киргизское общество, как долго страна пребывает в "сбаламученном" состоянии, показывает, что полностью исключать такую возможность не следует. В глазах большинства граждан республики нынешнее противостояние воспринимается не просто как внутриполитическая борьба отдельных оппозиционных политиков и власти, а именно как противостояние выходцев из северных регионов страны, которые доминировали во времена Акаева до революции 2005 года, и выходцев из южных регионов.

Оппозиция и отчасти власть много сделали для того, чтобы именно такое восприятие нынешнего противостояния возобладало в обществе. Достаточно сказать, что в столицу накануне столкновений были введены милицейские подразделения, состоящие преимущественно из выходцев из южных регионов. Известно и то, что в рядах митингующих были в основном выходцы с севера страны.

Сейчас очень многое зависит от того, как поведет себя власть, будет ли она наращивать давление на оппозицию? Или постарается не демонстрировать силу.

В дальнейшем, на мой взгляд, самым перспективным с точки зрения сохранения власти нынешним президентом было бы приглашение и Кулова, и Текебаева, и Эшимканова за стол переговоров и обсуждение с ними перспектив дальнейшего развития страны. Если власть продемонстрирует свою добрую волю, это поможет ей добиться от оппозиции больших уступок, чем при отправке всех своих противников в тюремные камеры.

Если же начнется преследование оппозиционеров, ситуация может пойти по совершенно непредсказуемому сценарию, в том числе и по пути раскола страны.

Я думаю, что России пока не следует вмешиваться в ситуацию. По отношению к событиям в Киргизии Москва всегда занимала и занимает достаточно взвешенную позицию, ориентированную на то, что все происходящее - это сугубо внутриполитическая проблема.

Конечно, учитывая российские национальные интересы, нам важно сохранение стабильной ситуации в этой стране. Главное, чтобы нынешние беспорядки в Киргизии не стали отправной точкой к более серьезным конфликтам. В этом случае, России, видимо, все же придется вмешаться. Как известно, между нашими государствами заключен договор о стратегическом партнерстве. Кроме того, Киргизия является членом ОДКБ, где Россия при равенстве всех участников играет ведущую роль. И нам придется так или иначе реагировать на конфликт в этой республике.

Подготовила Дарья Юрьева

Кыргызстан