Внешне это здание без окон и дверей, с облупившейся краской до сих пор выглядит абсолютно заброшенным. Внутри же кипит работа. Ценители истории Москвы могут быть спокойны: теперь памятнику уже ничто не угрожает. Хотя сохранилось оно до наших дней лишь благодаря руководству Института стали и сплавов, сумевшему уберечь свое общежитие от "случайных" пожаров и многочисленных претендентов на дорогую московскую землю. Более 10 лет Юрий Карабасов, на тот момент ректор Государственного технологического университета МИСиС, а сейчас его президент, добивался выделения денег на восстановление уникального памятника истории и культуры советского периода.
И в конце концов добился своего. Средства выделили из федерального бюджета по программе "Жилище". И это неудивительно. В тридцатые годы это здание строилось как экспериментальное общежитие для студентов-отличников. Новые советские идеологи считали, что так называемые дома-коммуны, объединяющие "социализм в одном здании", - идеальное решение жилищной проблемы. Эти дома должны были освободить советскую женщину от рабской домашней работы и способствовать отмиранию семьи. Именно ради этого личное пространство квартиры здесь сведено к минимуму. Своей у семьи была только комната. Все остальное - кухня, санузел - находилось в общем распоряжении.
Поясняя проект, Иван Николаев, которому в ту пору было 27 лет, писал: "...студенчеству, организованному в коммуну, которому предстоит заселить этот дом, необходимо принять меры к созданию наиболее организованных бытовых норм... означающих победу дома-коммуны над домом-общежитием. Изгнание из своей жизни примуса - есть первый шаг. Бытовая коллективизация и организованность учебы - второй шаг. Третий шаг - гигиенизация, оздоровление быта. Четвертый шаг - переход на самообслуживание в быту и механизация процессов уборки. Пятый шаг - обобществление детского сектора".
Считалось, что бытовые проблемы отвлекают молодые головы от постижения азов науки. Поэтому студенты жили почти в спартанских условиях. В спальном восьмиэтажном корпусе по обе стороны узкого коридора длиной 200 метров располагалось 1000 спальных кабин. Каждая из них площадью почти 6 квадратных метров предназначалась для двух человек. Условия в такой кабинке могли быть лишь самые аскетичные: две кровати, вместо письменного стола - широкий подоконник и тумбочка, вот и вся мебель. Даже двери, как в купе вагона, были не распашные, а раздвижные. К спальному корпусу примыкал санитарный корпус, где обитатели принимали душ и переодевались. А уже из санитарного корпуса студенты попадали в учебный корпус - с вестибюлем, столовой, помещениями для занятий, зрительным залом, чертежной, спортивным залом и комнатами для кружков. Из учебного корпуса они по пандусу поднимались на свой уровень санитарного корпуса. Там, в гардеробной, переодевались в домашнюю одежду, а потом шли в свою кабинку в спальном корпусе. Утром в санитарном корпусе на широких балконах делали зарядку, одевались и снова шли на занятия.
Лишь в 1968 году в "доме-коммуне" сделали перепланировку. Было решено увеличить комнаты студентов за счет коридора. Правда, санузлы, до которых надо было каждый раз бежать двухсотметровку, так и остались в санитарном корпусе. Так и шло все своим чередом до 1996 года, когда здание было признано аварийным и его покинул последний живой обитатель. И вот только сейчас, спустя 10 лет, специалисты приступили к долгожданной реконструкции с реставрацией здания площадью почти 25 тысяч квадратных метров. В этом году на начало работ выделены первые 70 миллионов рублей (при цене проекта реконструкции 570-600 миллионов). Сейчас заканчивается разработка проектно-сметной документации, идет усиление каркаса здания. Планируется, что через три года вуз получит не только вернувшийся к жизни памятник архитектуры, но и почти 700 дополнительных студенческих мест. По словам Вячеслава Хвана, проректора Государственного технологического университета МИСиС по работе в общежитиях и странах СНГ, в настоящее время вуз располагает 3,5 корпуса, где живут 2450 студентов и аспирантов. "Еще 176 ребят снимают квартиры, - рассказал он корреспонденту "РГ", - нам же нужно принимать как минимум на тысячу студентов больше, чтобы удовлетворить растущий спрос на кадры отечественной металлургии".
Проект, подготовленный коллективом архитекторов Московского архитектурного института под руководством профессора Всеволода Кулиша, объединяет конструктивистские идеи и требования современной жизни. Когда через три года он будет реализован, студенты и аспиранты продолжат жить в том же спальном корпусе, но уже в комнатах со всеми удобствами. "Самые маленькие отдельные комнаты будут уже не шестиметровками, а площадью почти 11 квадратных метров. Предназначены они будут для студентов старшего курса или аспирантов, которые будут жить по одному. А в комнатах более просторных - площадью чуть больше 17 квадратов - будут жить по два студента младших курсов,- рассказал Всеволод Кулиш.- Санузел, разумеется, будет иметь каждая ячейка. Плюс кухня или столовая на 12 студентов. Они же будут служить и местом, где студенты смогут пообщаться".
На первом этаже корпуса планируется открыть музей дома-коммуны. Для этого специалисты воссоздадут фрагменты планировки и внутреннего обустройства шести спальных кабин. В бывшем санитарном корпусе специалисты восстановят балконы. В этом комплексе также расположатся жилые ячейки двух типов- на трех студентов и двух студентов-инвалидов площадью 32,5 и 38,8 квадратного метра, соответственно. А на цокольном этаже блока появятся помещения администрации комплекса.
Проект также предусматривает создание системы пандусов и электрических подъемников, которые позволят людям с ограниченными физическими возможностями пользоваться практически всеми помещениями комплекса.
Учебный корпус в основном останется в прежнем виде. Его центром станет форум - место встречи и общения студентов и преподавателей университета. С одной стороны к нему примкнут столовая и кафе, с другой - конференц-зал, почта и помещения служб быта. Из форума по парадной лестнице можно будет подняться на второй этаж - здесь откроются залы научной библиотеки и помещения для занятий, оборудованные компьютерными рабочими станциями, соединенными через Интернет с ведущими вузами страны и мира. Отсюда же будет выход прямо на крышу, на которой студенты смогут отдохнуть после занятий и полюбоваться видом на Москву.
Справка "РГ"
Какие еще в Москве есть памятники авангарда и конструктивизма?
Дом Мельникова. Архитектор - К. Мельников. Кривоарбатский пер., 10.
Дом Наркомфина. Архитектор - М. Гинзбург. Новинский бул., 25, стр. 1.
Здание Центросоюза (ныне Госкомстата). Архитектор - Ле Корбюзье. Мясницкая, 39.
Здание Моссельпрома. Архитекторы - Н. Струков, Д. Коган. Н. Кисловский пер., 10/2.