23.04.2007 02:00
Общество

Михаилу Плетневу исполнилось пятьдесят лет

исполнили под руководством Михаила Плетнева 9-ю симфонию Бетховена
Текст:  Фото ИТАР-ТАСС Ирина Муравьева
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4348)
Читать на сайте RG.RU

Может быть, поэтому эти два имени и объединились в грандиозном музыкальном проекте - исполнении Девятой симфонии Бетховена, посвященном не круглой дате юбиляра, а тем, кто больше всего нуждается в счастье - детям с ограниченными возможностями.

Юбилей Михаила Плетнева совпал с десятилетием Благотворительного фонда "Мир искусства", созданного пианистом Владиславом Тетериным и занимающегося продвижением музыкально одаренных детей-инвалидов. Именно для тех, кто от рождения лишен возможности видеть, слышать, передвигаться, но обладает способностью петь, чувствовать музыку, получать счастье от прикосновения к клавишам и струнам, "мирискусники" создали Всемирный детский хор ЮНЕСКО, выступающий в разных странах, колесят по городам России, чтобы не упустить юные таланты, приглашают для совместных выступлений с детьми звезд первой величины - Чечилию Бартоли, Монтсеррат Кабалье, Юрия Темирканова. Для таких детей создает свои программы и Михаил Плетнев, выступая в серии "Солисты РНО детям и юношеству" и "Волшебство музыки" в детских домах и интернатах для детей с физическими и умственными отклонениями. Именно поэтому "мирискусники" и Плетнев и объединились вместе, чтобы исполнить в Концертном зале им. П.И. Чайковского Девятую симфонию, написанную глухим Бетховеном, завещавшим потомкам "Радость".

Музыкальное действо, которое задумали, по масштабу должно было соответствовать бетховенской эпохе с ее культом античности и великих героев, верой в общечеловеческий гуманизм и "братство миллионов", с ее утопическими мечтаниями о всеобщем счастье. Такая высочайшая красота духа не может не будоражить сознание людей в любые времена. Поэтому происходившему в зале Чайковского аналоги можно искать и в искусстве древней греческой трагедии, и в массовых народных праздниках, и в религиозном "соборном" переживании.

Сцену концертного зала для исполнения Девятой симфонии заполнили дети-инвалиды хора ЮНЕСКО, приглашенные оперные звезды - меццо-сопрано Ирина Макарова, сопрано Симона Кермес (Германия), американский тенор Стивен Харрисон и бас Николай Диденко. В партере, освобожденном от кресел, так же, как на орхестре в античные времена, разместился Российский национальный оркестр во главе с маэстро Плетневым, а амфитеатр заполнили около тысячи хористов - сводные силы Академии хорового искусства, капеллы им. Юрлова, детского хора "Веснянка", хоров МВД и Московского университета.

Михаил Плетнев начал Симфонию с тихого рокота, где знаменитый начальный мотив "судьбы" прозвучал не угрожающе, а фатально, как предвечная трагедия, как эпиграф к истории человечества. И, разворачивая дальше бетховенское полотно, Плетнев повел оркестр как по зеркалу, не взрывая его откровенными "апокалиптическими" звучностями и пароксизмами "грозовых" страстей, а, наоборот, словно отражая эти страсти, смягчая раскаты звука и сознательно просветляя бурную оркестровую фактуру. Всю неистовую бетховенскую энергию Плетнев увел внутрь симфонии, добился ясности, чистоты инструментальных линий и удивительной стройности формы, достойной античного мраморного портика. Ни одного рыхлого такта, ни одного вызывающего эффекта, при том что во второй части - скерцо оркестр играл хлестким коротким штрихом, разгоняясь от шороха пианиссимо к предельному форте, а в третьей части неожиданно сгустил энергию венского вальса. Апофеозом же всей симфонии, как и задумано Бетховеном, стал финал - четвертая часть, когда тысяча певцов поднялись со своих мест и запели "Оду к радости", прославляющую братство всех людей. И Плетнев в этой части сотворил тот же эффект, как несколько лет назад в Большом зале консерватории, исполняя партиты Баха: он выстроил звуковой храм. Он собрал гигантскую звуковую массу, наплывающую на него со всех четырех сторон в живую, точнее, животворящую форму, внутри которой неслись потоки звуков, птичьи трели сопрано, колокольные звоны, восклицания солистов и ликующие ответы хора. И этот музыкальный подъем не просто передавался от музыки к исполнителям и публике, он создавал ощущение реализовавшейся утопии - того всеобщего счастья, в которое верил Бетховен и которое испытали все участники действа Девятой симфонии в исполнении Михаила Плетнева.

Образ жизни Музыка