24.04.2007 04:54
Власть

Министр обороны США не дал ответ на главный вопрос, вызывающий несогласие России

Министр обороны США обещал преодолеть озабоченность России в отношении ПРО
Текст:  Дарья Юрьева
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4349)
Читать на сайте RG.RU
В понедельник министр обороны США Роберт Гейтс провел в Москве пресс-конференцию, посвященную итогам переговоров с президентом России Владимиром Путиным, первым вице-премьером Сергеем Ивановым и министром обороны Анатолием Сердюковым.

Поскольку во время встреч с руководством нашей страны глава Пентагона обсуждал, пожалуй, самую болезненную на данный момент проблему российско-американских отношений - планы США по размещению элементов ПРО в Восточной Европе, на приглашение главы Пентагона посетить его пресс-конференцию откликнулись представители практически всех российских СМИ.

Гейтс появился в зале точно в назначенное время, минута в минуту. Стремительно подлетев к микрофону, министр обороны США сообщил то, что все ожидали услышать, - его приезд в российскую столицу был связан с разногласиями между Москвой и Вашингтоном по вопросу размещения ПРО в Чехии и Польше.

Предвосхитив вопросы журналистов, Гейтс заявил, что оценивает итоги прошедших переговоров с "осторожным оптимизмом". По его мнению, озабоченность России в отношении американских планов в перспективе вполне может быть преодолена. "Я почувствовал, что существует техническое недопонимание некоторых вопросов. Рабочие группы, состоящие из экспертов двух стран, о создании которых мы договорились, помогут внести ясность в этот процесс", - убежден Гейтс.

Стремясь доказать, что системы ПРО не представляют собой угрозы для обороноспособности нашей страны, глава Пентагона передал российской стороне предложение посетить военную базу на Аляске, где расположены комплексы с аналогичными характеристиками.

Однако на главный вопрос, вызывающий несогласие российской стороны, министр обороны США так и не смог дать ответа. Ведь специалисты в один голос утверждают: перехватить иранские ракеты, ради которых якобы и затевалось размещение элементов ПРО в Восточной Европе, расположенные в Чехии и Польше системы не смогут. Поэтому у Москвы и возникли обоснованные подозрения в отношении планов Вашингтона. По некоторым данным, Россия готова обсуждать совместную разработку систем ПРО с американской стороной. Но только при условии, что места дальнейшей дислокации этих комплексов будут также предметом переговоров. Однако, по словам Гейтса, "вопрос о расположении радаров на переговорах с российской стороной не поднимался".

Бывшего шефа ЦРУ вообще никак нельзя было назвать многословным. На все вопросы, заданные как российскими, так и американскими журналистами, он отвечал одной-двумя фразами. Нередко журналистам приходилось переспрашивать подробности и уточнять детали.

Так произошло и с вопросом, который адресовала Гейтсу "Российская газета". Он затрагивал еще одну серьезную проблему в области обороны. Дело в том, что США упорно отказываются ратифицировать новый, адаптированный Россией вариант ДОВСЕ - договора об обычных вооруженных силах в Европе. Прежнее соглашение было принято еще во времена существования СЭВ, и на сегодняшний день многие его положения устарели и не учитывают новых геополитических и военных реалий.

Чем объясняет свой отказ ратифицировать адаптированный вариант договора Вашингтон, "РГ" попыталась выяснить у главы Пентагона. Заодно задав вопрос, не считает ли Гейтс, что своими действиями США фактически вынуждают Россию выйти из договора ДОВСЕ.

"Позиция западных стран, которые не ратифицируют новый вариант ДОВСЕ, связана с тем, что Россия не выполнила свои обязательства в отношении Грузии и Молдавии. Особенно Молдавии. Сегодня мы говорили об этом с президентом Путиным, и он сказал мне, что считает такую позицию несправедливой", - заявил Гейтс.

Кстати

Глава Пентагона явно собирался перейти к следующей теме, но представитель "Файнэншл таймс" его перебил, еще раз повторив вторую часть вопроса, заданного "РГ". "Я не считаю, что Россия выйдет из ДОВСЕ. Если это и произойдет, то по крайней мере не сейчас. Возможно, через несколько лет", - пояснил Гейтс.

Внешняя политика США