Представители Брюсселя по-прежнему тешат себя надеждой, что "точка возврата" еще не пройдена и диалог с Ираном завершится компромиссом, который позволит всем сторонам конфликта "сохранить лицо".
В Турции 25 апреля пройдет встреча верховного представителя Евросоюза по внешней политике и безопасности Хавьера Соланы и секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани.
По словам представителей Тегерана, политики обсудят "возможные условия для возобновления переговорного процесса" между Тегераном и Евросоюзом. Намеченную встречу представители ЕС уже назвали "переговорами ради переговоров".
А если точнее - консультациями о возможных переговорах, поскольку согласно резолюциям Совета Безопасности ООН продолжение полноценного диалога с Ираном возможно только после того, как эта страна прекратит обогащение урана. К тому же Лариджани заранее предупредил своего европейского собеседника: Тегеран "не приемлет никаких предварительных условий".
По словам высокопоставленного иранского чиновника, "мораторий на ядерную деятельность не может быть как предварительным условием для начала переговоров, так и их конечным результатом". Тем не менее в Иране высказывают надежду на то, что встреча в Турции "станет основой для разрешения всех разногласий".
Тегеран упорно настаивает на своем праве обогащать уран на собственной территории и не желает выполнять резолюции Совбеза ООН. И с каждым днем ситуация выглядит все более необратимой. В конце мая очередной доклад представит международному сообществу МАГАТЭ.
В нем - и это практически не вызывает сомнений - вновь прозвучит констатация, что Тегеран не выполнил условия очередной резолюции. А значит, вопрос о новых санкциях автоматически встанет на повестку дня Совбеза ООН. Со всеми вытекающими из этого решения конфронтационными заявлениями сторон. И возможностью наихудшего для мирового сообщества сценария, при котором Иран выйдет из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и "выкинет" из страны инспекторов МАГАТЭ.
Тем не менее силовой вариант решения иранской ядерной проблемы пока не стоит на повестке дня Совета Безопасности. Что, впрочем, не может полностью исключать односторонних действий со стороны Вашингтона, где разговоры о нанесении удара по Тегерану ведутся уже давно. Однако против такого развития событий на днях выступил даже ближайший союзник Белого дома, израильский премьер Эхуд Ольмерт. По его мнению, Тегерану еще далеко до превращения в ядерную державу, несмотря на то, что руководство этой страны пытается представить дело иначе.
"Иран находится значительно дальше, чем предполагалось ранее от технологий, которые позволят ему стать ядерной державой. Однако, к сожалению, он ближе к ним, нежели мне хотелось", - утверждал Ольмерт.
Подобные заявления из Тель-Авива не выглядят случайными комментариями. Похоже, в Белом доме решили несколько отыграть назад. Здесь также рассматривают возможности мирного разрешения иранского кризиса. По словам госсекретаря США Кондолизы Райс, Вашингтон намерен добиваться вовсе не "смены режима" в Иране, а лишь "изменения поведения" властей этой страны. Представители американской администрации убеждены: искренность миролюбивых намерений США наглядно демонстрирует отказ Вашингтона блокировать вступление Тегерана в ВТО.
В свою очередь, Тегеран не оставляет попыток расколоть международное сообщество, использовав для этого хорошо проверенные экономические методы.
На днях иранские власти пригласили Запад принять участие в строительстве еще двух атомных станций на территории страны, хотя ранее собирались безоговорочно отдать контракты на их сооружение российской стороне.
Осуществить новый ядерный проект, за который Тегеран готов выложить минимум 1,7 миллиарда долларов, планируется в течение ближайших 11 лет. Но восточные хитрости иранских партнеров не сработали. И среди государств, обладающих необходимыми технологиями, желающих ради призрачных экономических выгод поступиться принципами не нашлось.