Открытый гроб, наполовину накрытый российским флагом, стоял в самом центре храма под главным куполом. При входе всех встречает большая фотография первого президента России, из-за которой сначала не видно гроба. На ней Ельцин - уже в годах, весь седой, но еще бодрый и улыбающийся, сидит на скамейке на природе.
Этот, фотографический, Ельцин словно скрывает то, что стоит за ним. Словно закрывает от чужого глаза боль и скорбь семьи и близких: вдовы первого президента, дочерей и внуков, а также сестры Наины Иосифовны. Рядом был Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин, который даже не пытался скрыть слезы.
"Будем молиться об упокоении усопшего в селениях праведных", - сказал перед началом богослужения митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Он пожелал, чтобы в сердцах людей хранился образ Ельцина как мужественного и самоотверженного человека, патриота, преданного России, идеалам свободы и справедливости. "Жизненный путь политика всегда сложен, - заметил митрополит. - Подчас возникают споры и различные мнения, но когда человек завершает свой жизненный путь и предстает перед Всевышним Судьей, людская молва должна умолкнуть".
Под песнопения мимо тела Ельцина шел нескончаемый людской поток. Цветы, что простые граждане приносили к гробу, едва успевали убирать, как сверху ложились новые. Кто-то тут же выходил, другие задерживались в храме. Там же при выходе уже лежали многочисленные венки от губернаторов, администрации президента, научных и творческих организаций.
А люди все подходили, спокойно вставая в хвост очереди. Видимо, время начала церемонии не слишком совпадало с графиком представителей среднего класса, который и появился в России благодаря ее первому президенту. В основном очередь составляли либо совсем молодые люди - до 25 лет, среди которых было немало студентов. Либо те, кто, скорее всего, был с Ельциным еще тогда, в 1991 году, у Белого дома.
- Как, по-вашему, кто станет президентом Франции? - демонстрировали прежний интерес к политике, но только уже не российской, пришедшие проститься с Ельциным.
- Конечно, Саркози, - отвечали сразу несколько человек.
Обсуждали достоинства немецкого гимна, включая поэтику текста, рассказывали друг другу о прочитанных книгах, тут же извлекая их из скромных портфельчиков, а вот вдруг завязавшийся разговор о Сталине не поддерживали - не считали уместным. Интервью давали охотно, демонстрируя, что одна из отличительных черт советского человека - полная парализация при виде телекамеры или включенного диктофона - ушла в прошлое, как и весь Советский Союз. Мало кто вспоминал вслух ельцинские годы, никто не ругал и не восхвалял первого президента России.
Но, отвечая на вопросы журналистов, неизменно высказывали слова уважения в адрес Бориса Ельцина.
Этакая немного "постаревшая" атмосфера самого начала девяностых.
А мимо них, пришедших проводить Бориса Ельцина, шла остальная Россия: беззаботная и серьезная, молодая и старая, недоумевающая и сочувствующая. Россия, которую Ельцин, покидая Кремль, завещал беречь.
Между тем
Сегодня, в день общенационального траура, проститься с Борисом Ельциным могут прийти те, кто не успел это сделать накануне. В 8 часов начнется заупокойная литургия. Но уже в полдень храм будет закрыт для простых граждан - до 14 часов с Борисом Ельциным будут прощаться иностранные делегации и официальные лица. Похоронен Ельцин будет завтра же рядом с центральной аллеей Новодевичьего кладбища.