27.04.2007 02:30
Власть

Фонд национального благосостояния потребует отбора приоритетных проектов

Фонд национального благосостояния потребует тщательного отбора приоритетных проектов
Текст:  Евсей Гурвич (руководитель экономической экспертной группы)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4353)
Читать на сайте RG.RU

- В Послании получила продолжение идея реформирования нынешнего Стабфонда. Одной из его частей, предложил президент, должен стать Фонд национального благосостояния.

Напомню, что в соответствии с уже принятыми поправками в Бюджетный кодекс со следующего года Стабфонд в нынешнем виде прекратит существование. В особом режиме будут управляться все нефтегазовые доходы, а не только дополнительные (по сравнению с базовой ценой) доходы от добычи и экспорта нефти. Они будут делиться на три части - Резервный фонд, нефтегазовый трансферт для поддержки масштабных социальных программ из федерального бюджета и Фонд будущих поколений. При этом именно вопрос о том, как будут тратиться средства Фонда будущих поколений, оставался до последнего времени открытым. Президент предложил назвать его Фондом национального благосостояния и использовать эти средства для поддержания пенсионной системы и развития экономики за счет увеличения капитализации институтов развития - государственной корпорации Банк развития, Инвестиционного фонда и Российской венчурной компании.

Для реализации этой идеи понадобятся значительные суммы. Между тем если согласно прогнозам, заложенным в проект бюджета на 2008 - 2010 годы, цены на нефть будут постепенно снижаться до 50 долларов за баррель, то размеры этого фонда (после перевода 300 млрд. рублей на капитализацию институтов развития) составят 250-400 миллиардов рублей, то есть порядка 1 процента ВВП. И понятно, что эта сумма может оказаться недостаточной. А ведь цены на нефть могут оказаться и ниже прогнозируемых. Поэтому, я полагаю, нам нужно будет тщательно отбирать как приоритетные направления расходования средств этого фонда, так и способы этих расходов. И вопрос о том, как именно следует поддерживать Пенсионный фонд за счет нефтегазовых денег, еще потребует дополнительного обсуждения и проработки.

Что же касается использования фонда на финансирование институтов развития, куда предлагается направить 300 миллиардов рублей, то это вопрос не только денег. Пока неясно, готовы ли мы сразу освоить столь большие объемы финансирования. Я думаю, что в этом случае как раз более целесообразен осторожный подход к расходованию таких средств с тщательным отбором проектов, поскольку при быстром росте затрат существует серьезная опасность их неэффективного использования. К тому же в любом случае следует просчитывать, какой эффект принесут масштабные государственные вливания в экономику.

В Послании президента четко поставлен вопрос о том, что нельзя ограничиваться лишь бюджетными ассигнованиями в экономику, они должны стать своего рода катализатором для привлечения частных инвестиций. Но для того чтобы бизнес действительно поверил государству, недостаточно бюджетных вливаний. Нужно полностью изменить отношения между государством, бизнесом и обществом. Государству следует отказаться от использования административных рычагов давления на бизнес, вмешательства в дела компаний. Это - фундаментальные задачи, решить которые мгновенно невозможно. Но эти цели должны быть поставлены. Они, кстати, уже затрагивались в прежних посланиях президента, когда шла речь об административной реформе, отказе от "налогового терроризма". И теперь движение в этом направлении должно быть продолжено. Надо форсировать практически приостановленную административную реформу, выработать четкие стимулы и принципы для тех, кто работает в органах власти. А бизнес в свою очередь должен стать более социально ответственным и использовать имеющиеся ресурсы на развитие производства.

Госуправление