В январе 1993 года указанная Конвенция, явившаяся результатом многих компромиссов, была открыта к подписанию. Российская Федерация 13 января того же года подписала Конвенцию, войдя в число ее первоначальных участников. Такое решение уже в те времена было непростым. Россия находилась на гребне экономических и политических преобразований, происходивших в стране крайне болезненно.
Принимая на себя бремя уничтожения самых крупных в мире запасов химического оружия, доставшихся ей в наследство после развала Советского Союза, без каких-либо перспектив долевого участия в процессе бывших советских республик, Россия пошла на это осознанно, полностью отдавая себе отчет в последствиях и опасности "расползания" химического оружия при любом другом варианте. Понимание политической значимости обеспечения жизнеспособности такого беспрецедентного международного договора, как Конвенция по химоружию, перевесило имевшиеся сомнения экономического и финансового плана об осуществимости в одиночку глобальной по своим масштабам и затратам программы уничтожения запасов химического оружия.
Уже к 1993 году стало очевидным, что для выполнения международных обязательств в области химического разоружения России потребуется мощная политическая и финансовая поддержка со стороны мирового сообщества.
Однако направленные в адрес правительств ключевых европейских государств (Франции, Италии, Великобритании) и даже в НАТО обращения с призывом оказать России содействие в уничтожении запасов химоружия, доставшегося ей в наследство со времен "холодной войны", по существу остались без должного ответа. Были созданы предпосылки, которые не реализовались в конкретные результаты.
При этом на всех уровнях настойчиво продвигалась идея о том, что уничтожение имеющихся запасов является обязательством каждого государства-обладателя таких запасов и, соответственно, связанные с этим расходы должны покрываться за счет внутренних ресурсов, то есть из федерального бюджета. Поэтому любые попытки придать международному сотрудничеству юридически обязывающие нормы наталкивались на прямое неприятие самого подхода в принципе. Естественно, что в такой ситуации реализация программы была ориентирована на средства федерального бюджета, хотя там и содержалась глава о международном сотрудничестве, которое не всегда приобретает форму безвозмездной помощи.
В результате сложного экономического положения в стране и, как следствие, крайне скудного бюджетного финансирования программы уничтожения химического оружия в период с 1996 года по 1999 годы (на уровне 4-5% от потребности), на подготовительном этапе, принципиально важном с точки зрения выполнения предстоящих обязательств по уничтожению, не удалось создать материально-техническую базу для уничтожения химоружия.
Поэтому к отправной точке в отсчете времени о выполнении обязательства об уничтожении одного процента химоружия категории 1 - к 29 апреля 2000 года - Россия подошла, не имея ни одного стационарного действующего объекта по уничтожению. Крайне сложная ситуация с финансированием предопределила необходимость проведения комплекса мероприятий по созданию благоприятного внешнеэкономического климата вокруг выполнения Россией своих обязательств в ОЗХО и отстаиванию интересов в международной Организации.
Однако росло и укреплялось со стороны участников ОЗХО осознание того факта, что содействие России в уничтожении ее запасов химического оружия по большому счету отвечает интересам всех государств-участников и служит достижению высшей цели Конвенции - избавить человечество от смертоносных химических арсеналов.
От понимания этого исторического момента разными странами в существенной мере зависела возможность выполнения Россией взятых на себя политических обязательств по химическому разоружению.
В 2002 году в Кананаскисе (Канада) лидеры стран "Группы восьми" провозгласили оказание содействия России в области уничтожения химического оружия одним из приоритетов Инициативы Глобального партнерства. Программа Глобального партнерства положила начало масштабному сотрудничеству в деле уничтожения российских запасов химического оружия, позволила значительно расширить объемы помощи и географию стран, принимающих участие в данном сотрудничестве.
Основными источниками финансирования мероприятий по выполнению Конвенции в Российской Федерации, социальной защите населения и охране окружающей среды в связи с выполнением Конвенции являются средства федерального бюджета Российской Федерации.
Внебюджетные средства, включая безвозмездную финансовую и техническую помощь государств - участников Конвенции, являются дополнительной гарантией своевременного выполнения мероприятий химического разоружения в Российской Федерации.
В основном сотрудничество с иностранными партнерами в сфере химического разоружения осуществляется в форме поставок оборудования и создания элементов промышленной и инженерной инфраструктуры строящихся объектов по уничтожению химического оружия, монтажных работ, пусконаладки, обучения специалистов.
С приближением конечного срока уничтожения запасов химического оружия (29 апреля 2012 г.) временной фактор международного содействия приобретает первостепенное значение. Именно сегодня Россией выполняется наиболее значительный объем работ по строительству объектов по уничтожению химического оружия, и сегодня эта помощь для России крайне востребована.
Цитаты из Конвенции
Каждое государство - участник Конвенции обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах:
- не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать или не сохранять химическое оружие или не передавать прямо или косвенно химическое оружие кому бы то ни было;
не применять химическое оружие;
- не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия;
- не помогать, не поощрять или не побуждать каким-либо образом кого бы то ни было к проведению любой деятельности, запрещаемой государству-участнику по настоящей Конвенции.Каждое государство-участник в ходе транспортировки, отбора проб, хранения и уничтожения химического оружия уделяет первостепенное внимание обеспечению безопасности людей и защите окружающей среды. Каждое государство-участник осуществляет транспортировку, отбор проб, хранение и уничтожение химического оружия в соответствии со своими национальными стандартами в отношении безопасности и выбросов.
Каждое государство-участник определяет, каким образом оно будет уничтожать химическое оружие, однако для этого не могут быть использованы следующие способы: затопление в каких бы то ни было водоемах, захоронение в земле или сжигание на открытом воздухе. Оно уничтожает химическое оружие только на специально выделенных и соответствующим образом сконструированных и оснащенных объектах.