03.05.2007 04:05
Власть

Президиум Госсовета рассмотрел проблемы морских портов

Президиум Госсовета рассмотрел проблемы морских портов
Текст:  Владимир Кузьмин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4355)
Читать на сайте RG.RU

Совместное заседание было посвящено развитию инфраструктуры всего морского транспорта страны и, в частности, проблемам развития арктической транспортной системы. В связи с этим выбор места для заседания оказался вполне логичным. Однако чиновники во главе с президентом Владимиром Путиным пошли дальше и провели мероприятие на борту современного российского атомного ледокола "50 лет Победы".

"Известно, что это особенно востребованный вид транспорта, выполняющий 90 процентов мирового грузооборота", - начал Владимир Путин. Он обозначил два критерия морского государства: наличие портов с высокой пропускной способностью и мощный морской транспорт. И то, и другое у России есть, но если не принимать неотложных мер, то в скором будущем статус России как морского государства может значительно понизиться.

"Первый важный вопрос - развитие морских портов, - заявил глава государства. - В настоящее время в России действует 62 таких предприятия, но грузопоток продолжает идти в иностранные порты". Причина тому - недостаточная развитость инфраструктуры российских портов, просто не отвечающая требованиям современной экономики. Поэтому необходимо уже сейчас разрабатывать конкретные программы действия для каждого отдельно взятого порта, не дожидаясь при этом тех законов, которые могут быть в скором времени приняты. Судя по всему, Владимир Путин имел в виду закон о портовых особых экономических зонах. Приоритетным направлением в этом вопросе является укрепление мощности тех портов, которые входят в отдельные транспортные коридоры. Это, уверен Путин, увеличит транзит грузов через российские порты.

Наиболее острым для морских портов вопросом остается землепользование. Как подчеркнул Путин, 50 процентов бюрократических проволочек вокруг предприятий возникает как раз из-за земли. При этом он потребовал уже в этом году урегулировать все споры, то есть четко очертить границы российских портов.

Другим аспектом подъема морского статуса российского государства является развитие собственного флота. "60,3 процента всех российских судов ходит под иностранным флагом, - констатировал Владимир Путин. - В последнее время идет процесс обновления флота, но создается он на иностранных верфях". Продолжается старение отечественных судов, находящихся под юрисдикцией России. Если российским судам под иностранным флагом в среднем по 9 лет, то под российским - 24. "Проблемам морского флота еще уделяется недостаточное внимание, - отметил Путин. - Мы должны создавать все условия для перехода судов под российский флаг".

Владимир Путин смог лично осмотреть Мурманский порт, чтобы понять, что он собой представляет сейчас и что может представлять в будущем. Основная идея администрации Мурманской области и российского правительства - перенести портовые мощности с восточного берега Кольского залива на западный. И для главы государства, а также возглавляющего Морскую коллегию первого вице-премьера Сергея Иванова организовали короткую экскурсию по акватории залива на экскурсионном теплоходе. Первым перед главой государства с лазерной указкой в руке вышел выступать глава местной администрации, губернатор Юрий Евдокимов. Теплоход еще не успел отчалить от причала, а губернатор уже рассказывал о результатах деятельности порта в прошлом году. В частности, об объемах отгрузки угля. Но, как только корабль развернулся и встал на курс, переключил свое внимание и внимание гостей на более острые вопросы. "Вот это объект военных, - вздохнул Евдокимов. - Вот это убожество, извините меня". Проблем в том, что это самое, как выразился губернатор, "убожество" свое назначение уже утратило, но занимает при этом пять гектаров земли. На соседство порта с территорией министерства обороны жаловались все, кто ратовал за развитие Мурманского порта. И даже министр транспорта Игорь Левитин объекты минобороны назвал главной проблемой, и предложил вывести их, подписав соответствующее решение правительства.

После короткой ремарки в адрес военных Юрий Евдокимов кинул камень в огород железнодорожников. Он поблагодарил их в лице присутствовавшего на прогулке главы РЖД Владимира Якунина за великолепную работу и выполнение возложенных функций. Однако, заметил губернатор, освоение западного берега залива требует строительства 30-километровой железнодорожной ветки. Каждый километр этого пути, по его данным, обойдется в 270-300 миллионов рублей.

Развивать поддержку идеи переноса Мурманского порта на противоположный берег продолжил Игорь Левитин. Он в свою очередь подчеркнул, что у действующего предприятия нет тылового, грузового обеспечения. Сразу за портом начинается город, и негде создавать дополнительные грузовые площадки. "Без развития западного берега у этого порта, к сожалению, нет перспектив", - отметил министр. Он же выдвинул предложение о необходимости создания управляющей компании, которая будет работать над развитием Мурманского порта.

"Кто претендует на то, чтобы работать в качестве управляющей компании?" - поинтересовался глава государства. На первое место Левитин вынес ОАО "Мурманское морское пароходство". А затем дополнил этот "совет директоров" Мурманского порта "Роснефтью", РЖД, Росимуществом и Мурманской областью. "А угольщики что?" - уточнил президент. Игорь Левитин на это заметил, что торговый порт и "Кузбассразрезуголь", занимающиеся в Мурманске отгрузкой угля, тоже уже изъявили желание перенести свои мощности на западный берег.

Однако весомее всех оказалось выступление главы РЖД Владимира Якунина, которого Путин вызвал последним, чтобы дать объяснение по поводу строительства железнодорожной ветки. Якунин не только ответил за это, но и еще постарался доказать, что пока такое строительство преждевременно. И вывел на чистую воду всех, кто ведет неэкономическую борьбу с российскими портами. Якунин вспомнил еще те времена, когда он был замминистра транспорта. И заявил, что за последние шесть лет вокруг Мурманского транспортного узла идет больше разговоров, чем появляется конечных результатов. Единственным достижением он назвал создание единой администрации порта.

О каких-либо транспортных проблемах, по мнению Якунина, разговор вообще вести неуместно. "По действующему порту транспортных проблем нет - резерв составляет десять миллионов тонн", - заявил глава РЖД. По его мнению, неверно и утверждение, что не планируется развитие подъездных путей к порту.

И, в конечном счете, железнодорожники вообще не видят в будущем значительной грузовой базы. По данным Якунина, сейчас грузооборот составляет 18 миллионов тонн, и есть потенциал для его удвоения.

- Пока железной дороги нет, вы не увидите, - бросил Путин.

- Речь идет о том, что нам надо забирать те грузы, которые идут на порты Балтики, - ответил Якунин.

- А вы говорите, что не видите, - удивился глава государства.

На это Владимир Якунин сказал, что как раз в отборе грузов у балтийских конкурентов и есть проблемы. Но главное, заметил Якунин, российские порты сталкиваются с фактами внеэкономического воздействия. В качестве примера он привел строительство Эстонией порта Саломяэ, которое ведется в том числе на деньги российских судоходных и прочих компаний. И что важнее, зазывают эти компании "те самые российские граждане, по которым сегодня ведутся уголовные дела в России и которые в связи с этим попросили политического убежища в Великобритании". "Это я и называю внеэкономическим воздействием", - заключил Якунин, не называя конкретных имен и фамилий, хотя они и так были понятны.

Госуправление Водный транспорт