Робот-хирург пока еще экзотика. Но не менее фантастичными казались 15-20 лет назад методы эндохирургии. Теперь же лапароскопические операции, которые проводятся с помощью компьютерной техники без открытого хирургического вмешательства, стали обычным явлением.
Роботизированная система Да Винчи - это по сути дела развитие и усовершенствование технологий эндоскопической медицины. Подобные комплексы позволяют проводить операции быстро, почти бескровно, уменьшается риск инфицирования хирургической бригады гепатитом, ВИЧ и другими инфекциями. А при неточно поданной хирургом команде срабатывает система безопасности, и манипуляторы робота блокируются.
Лейла Адамян,
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ЦАГИП, АКАДЕМИК РАМН:
- Конечно, без живого хирурга роботу не обойтись - это всего лишь высокоточная машина, обладающая уникальными возможностями. Да Винчи не запрограммирован на выполнение самостоятельных действий, все его движения подконтрольны хирургу. Для нашей огромной страны, где пациенты с тяжелыми диагнозами подчас удалены от медицинских учреждений на сотни километров, роботизированные системы необходимы. Срочные операции, спасающие жизнь, нередко могут провести лишь "штучные" хирурги, специалисты, которых единицы и которые обычно практикуют в столице. В таких ситуациях и нужны роботизированные комплексы, позволяющие выполнять хирургическое вмешательство дистанционно, находясь в другом городе или в другой стране.
"Руки" робота, снабженные тонкими хирургическими инструментами, вращаются во всех направлениях, принимают команды хирурга, выполняют около миллиона различных манипуляций. Да Винчи позволяет работать в самых ограниченных пространствах, что особенно важно в хирургическом лечении детей. Инструменты робота отличаются от стандартных инструментов лапароскопии, поскольку более мобильны, меньше размером и тоньше. Все это дает возможность врачу-хирургу с ювелирной точностью выполнять операцию. Информация принимается видеокамерой, записывается на компьютерный диск и транслируется на экран монитора.
Поистине это революционное направление в развитии мировой хирургии. Осталось лишь подготовить хирургов, способных познать механизм общения с роботом, освоить своеобразный код Да Винчи.