Что такое ДОВСЕ?
ДОВСЕ расшифровывается как Договор об обычных вооруженных силах в Европе.
Четверть века назад противостояние армий НАТО и Варшавского Договора достигло накала, за которым маячил риск несанкционированного начала войны. Например, просто из-за того, что кто-то по ошибке выпустит в сторону противника ракету.
В 1990 году стороны согласились снизить ударные группировки до уровня, не позволяющего ни одному из блоков провести успешную наступательную операцию. В ноябре в Париже был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе.
Согласно Договору на континенте разрешалось разместить:
- 40 тыс. танков,
- 40 тыс. артиллерийских систем,
- 60 тыс. бронированных машин,
- 13,6 тыс. боевых самолетов,
- 4 тыс. ударных вертолетов.
Технику разделили по-честному: каждой из сторон досталась ровно половина лимитов на танки, самолетов и пр.
В чем эпохальность момента? Представьте картину: стоят две армии, у каждой по 20 тысяч танков. При таком раскладе ни один здравомыслящий генерал не рискнет бросить свои бронетанковые дивизии в наступление, поскольку для успешной атаки нужен многократный перевес. А как раз после подписания Договора перевеса ни у кого нет.
Нас обошли с фланга
Кроме соотношения сил на "направлениях главного удара" эксперты позаботились и о флангах. По Договору по обе стороны условной "линии фронта" должно было остаться примерно 157 тысяч единиц тяжелой ударной техники. А реально было 216 тысяч единиц! Чтобы 59 тысяч "лишних" танков, вертолетов и орудий не переместились на фланги Европейского театра военных действий, установили жесткие ограничения. На севере и на юге разрешили оставить чисто символические силы.
Досье "РГ"
Район применения ДОВСЕ - это сухопутная территория от Атлантического океана до Уральских гор, включая Фарерские и Азорские острова, Мадейру, Шпицберген, Канары, Землю Франца-Иосифа и Новую Землю. А также вся территория к западу от реки Урал и Каспийского моря и Турция - до точки пересечения турецкой границы с 39-й параллелью.
В 1990 году "фланговые ограничения" были второстепенной проблемой. Казалось, что 700 танков и 1300 артиллерийских систем будет вполне достаточно для обеспечения безопасности границ. Но стоило разгореться войне на Северном Кавказе, как стало очевидно: для борьбы с террористами этого мало. Ведь кроме полыхающего юга нужно было оставить часть сил и на северном фланге - это Питер, Псков и Мурманск.
Наша армия уложиться в протокольные парижские рамки не могла, о чем мы открыто заявили. Именно потому в 1999 году в Стамбуле квота России во фланговых зонах была существенно увеличена. По бронированным машинам - до 2140, по танкам - до 1300, по артсистемам - до 1680 единиц.
Правда, возник юридический парадокс. Часть стран НАТО стамбульские договоренности не ратифицировала. Но перед российской армией не часть НАТО, а целый блок: более многочисленный, чем прежде. Выполнять обязательства в одностороннем порядке - странно. А руководствоваться прежним ДОВСЕ - глупо. Дело в том, что де-юре по Договору наши южные фланги прикрывают армии Болгарии и Румынии. А они, простите, переметнулись на другую сторону.
Как сказал президент, сегодня Россия фактически единственная страна, которая имеет эти "фланговые ограничения" на юге и на севере. И даже при обострении ситуации в Чечне мы продолжали выполнять условия этого Договора, согласовывая свои действия с партнерами.
Но вот нужно ли это?
Почему Договор нам невыгоден?
Когда подписывали Договор в Париже, мир был суров, но прост. С одной стороны, стояла непобедимая и легендарная Советская армия плюс войска пяти союзников: Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии.
С другой стороны - полумиллионная американская группировка, вместе с армиями ФРГ, Великобритании, Бельгии, Греции, Дании, Испании, Италии, Канады, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Турции и Франции. При моральной поддержке Люксембурга и Исландии, у которых собственного воинства в наличии не имелось.
Вскоре объединяется Германии, распадается СССР и разделяется Чехословакия. В результате число государств-участников Договора достигает 30. И о паритете даже говорить не приходится: в НАТО вступают не охваченные ДОВСЕ Словения, Латвия, Литва, Эстония, а также наши бывшие союзники по Варшавскому Договору - Венгрия, Болгария, Румыния, Чехия и Словакия. Если раньше соотношение сил было примерно равным, то сейчас расклад по обычным силам НАТО и России в Европе составляет примерно 3:1. В пользу НАТО.
Что мы выиграем, выйдя из Договора?
Во-первых, сможем размещать войска и технику на своей территории там, где сочтем необходимым. А не там, где нам разрешат.
Во-вторых, перестанем допускать инспекторов НАТО на свои базы и аэродромы. Они регулярно пересчитывают российские танки, боевые машины, самолеты, вертолеты и артиллерию. А заодно оценивают их боеготовность. При этом американские инспекторы могут работать на российских военных объектах, а нашим в США дорога заказана.
В-третьих, сразу устранятся многие региональные "перекосы". Например, 500 военнослужащих Российской армии в Приднестровье объявлены угрозой делу мира в регионе. При этом США строят базы там, где считают нужным, и отправляют своих солдат туда, куда считают нужным. ДОВСЕ им не преграда.
история
1990 год
ОНИ: Бельгия, ФРГ, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания, США, Турция и Франция.
МЫ: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия.
2007 год
ОНИ: США, Бельгия, Канада, Чехия, Германия, Болгария, Франция, Греция, Венгрия, Исландия, Италия, Латвия, Литва, Эстония, Дания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Слования, Словения, Испания, Турция, Великобритания.
МЫ: Россия, Беларусь (союзник по ОДКБ), Армения (ОДКБ), Казахстан (ОДКБ).
Входят в ДОВСЕ, но не входят ни в НАТО, ни в ОДКБ: Азербайджан, Грузия, Молдова, Украина.
Не входят в ДОВСЕ союзники России по ОДКБ: Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.
*ОДКБ - Организация Договора о коллективной безопасности.