Однако рост стоимости жилья также был беспрецедентным: в среднем по стране на треть, а, к примеру в Москве, - на 60 процентов. Так что сегодня квартиры по-прежнему способны купить лишь богатые и, с использованием ипотеки, верхний слой среднего класса. На январском заседании Госсовета в Казани фактически было сказано: жилищную программу необходимо "разворачивать", приспосабливая под нужды всех, в том числе низкообеспеченных категорий граждан.
Президент в Послании сформулировал необходимость такого "разворота" еще более жестко: "Не может страна с такими резервами, накопленными за счет нефтегазовых доходов, мириться с тем, что миллионы ее граждан живут в трущобах".
Главное направление - объемы строительства. Даже поставленную в нацпроекте планку - 80 млн. "квадратов" в год президент назвал недостаточной и выдвинул новые ориентиры: 100-130 млн. кв. метров в год или фактически по 1 "квадрату" в год на человека.
Напомним, именно такой показатель считается нормой для развитых европейских стран. У нас, кстати, впервые в прошлом году удалось достичь таких темпов строительства в Московской области (построено 0,98 кв. метра на жителя за год), но в целом по стране картина куда более скромная: лишь 0,35 жилых "квадрата" на одного гражданина.
Вот почему важно не только наращивать строительство, но и думать о том, как повлиять на рынок. Минрегион подготовил целый ряд предложений. Это, в частности, развитие местного производства стройматериалов. Это уменьшение так называемой "социальной нагрузки" на строителей - когда в цену жилого метра закладывается строительство не только инженерных сетей, но и детсадов, школ, дорог. Это удешевление землеотводов и упрощение оформления разрешения на строительство, а также участие муниципалитетов и регионов в инженерной подготовке стройплощадок.
По словам Владимира Яковлева, в министерстве согласуются планы-графики по вводу новостроек и подписываются соглашения с губернаторами. "В следующем году мы ставим задачу, чтобы ни в одном регионе не было построено меньше нынешней среднегодовой цифры - 0,35 кв. метра на человека, к 2010 году нужно выйти на 0,6 "квадрата" в год", - пояснил министр.
Дорого и аварийно
Реанимируется долгосрочная госпрограмма переселения из аварийного жилья
Причина - в резком удорожании рыночной стоимости жилья, с которой не справляются бюджеты даже благополучных в экономическом плане территорий. Ведь переселение из аварийных и ветхих домов в новые квартиры до сих пор остается бесплатным.
В ветхом состоянии находится сегодня 92 млн. жилых метров, в аварийном, когда жители ежедневно сталкиваются с угрозой разрушения дома (и такие случаи имели место в реальной жизни) - 11,2 млн. метров. При этом на подходе - еще 650 млн. метров пятиэтажек, построенных в середине прошлого века. Процесс старения этого фонда, 40-50 лет не знавшего капремонта, идет по нарастающей, и это уже серьезно.
Между тем до сих пор темпы "избавления" жильцов от проваливающихся полов и текущих потолков не выдерживали никакой критики. В год расселяли всего несколько сотен тысяч метров аварийных халуп. В минрегионе подсчитали: если двигаться такими темпами, на решение проблемы понадобилось бы 270 лет, то есть она не решалась в принципе.
Выделение 100 млрд. рублей, в 20 раз больше, чем за пять последних лет, - это шанс, который получили десятки тысяч самых социально незащищенных российских семей. Правда, как именно будут использоваться эти деньги, еще предстоит решить. Если "закачать" их напрямую в строительство, это может привести к росту цены квадратного метра на рынке. Хотя опыт целевого строительства для военных показал, что в принципе, если действовать осторожно, негативные последствия можно свести к минимуму.
Все же эксперты полагают, что возможны два варианта развития событий. Первый - бюджетные затраты сосредоточат на инженерной подготовке территорий, чтобы максимально удешевить возведение социального жилья. Если учесть, что, как правило, ветхий фонд сосредоточен в центральной части городов, при переселении людей можно заинтересовать стройбизнес, если сыграть на разнице в стоимости квадратного метра в центре и на окраинах. По такому пути, кстати, уже двигаются власти Тулы, Астрахани, Кемерова и некоторых других городов. Правда, такие переселения нередко вызывают протест жителей, которые в большинстве своем хотят остаться жить в прежнем районе.
Есть и второй вариант, "непопулярный". В старом фонде живут низкообеспеченные люди. Но есть и семьи, имеющие нормальный доход, а порой и другое жилье. Но при этом люди, естественно, не выписываются с подлежащей сносу площади в надежде получить от государства бесплатные метры. Если провести своего рода ревизию, жильцам, для которых аварийная площадь не является единственной, можно предложить при выселении денежную компенсацию.
Казна поможет жильцам
Приведение в порядок обветшавшего жилья требует огромных средств, а в старых домах в большинстве живут не слишком состоятельные семьи, поэтому государство не должно умывать руки и обязано помочь жильцам привести жилой фонд в нормативное состояние. Соответствующие поправки в жилищное законодательство минрегион предлагал подготовить еще год назад. Теперь ясно, что деньги на это будут выделены.
Впрочем, по оценкам министерства, чтобы привести старый жилой фонд в норму, требуется астрономическая сумма - 1 триллион рублей, правда, не одномоментно, а в течение 10 ближайших лет. "Недоремонт" у нас хронический, и количество обветшавших метров растет не по дням, а по часам: пять лет назад в стране насчитывалось 50 млн. квадратных метров ветхого жилья, сейчас эта цифра уже почти удвоилась - 93 млн. метров.
Смысл предложенной президентом помощи в том, чтобы в плюс к государственным деньгам какую-то часть расходов взяли на себя регионы и муниципалитеты, а какую-то - и жильцы. Как пояснил "РГ" министр регионального развития Владимир Яковлев, господдержка не будет раздаваться всем подряд, одним чохом. На эти деньги смогут претендовать жильцы, объединившиеся в товарищества собственников и подписавшие соглашения с местными властями. В этих соглашениях будет четко прописано, в каком ремонте нуждается дом, какая часть работ будет выполнена за счет средств государства (федеральной помощи и муниципального бюджета), какую нагрузку понесут сами жители. Если учесть, что сегодня тепло- и водопотери в старых домах достигают 35 - 40 процентов (а все это оплачивается из кармана населения), то проведение ремонта в итоге может окупиться и за счет итогового снижения оплаты за коммунальные услуги.