Понятно, что космос по отношению к человеку ведет себя как настоящий агрессор.
- Ученые выделили три группы факторов, неизбежно "атакующих" космонавтов, - рассказывает руководитель отдела оперативного управления медицинским обеспечением космических полетов Института медико-биологических проблем РАН, доктор медицинских наук профессор Игорь Гончаров. - Прежде всего это крайне разреженная атмосфера и космическое излучение. Во-вторых, ускорение, вибрации, шум, невесомость. Наконец, длительное пребывание в искусственной среде герметичных кабин малого объема приводит к адинамии и эмоциональному напряжению.
Что переносится труднее всего? Оказывается, невесомость. Хотя, как признаются сами космонавты, впервые испытывая это удивительное ощущение, им хочется кувыркаться.
- Опасность невесомости не только в воздействии на вестибулярный аппарат, но и в перераспределении в организме жидких сред - крови, лимфы и других, - поясняет Игорь Борисович. - Если на Земле они распределяются равномерно и не зависят от позы или положения человека, то в условиях микрогравитации переполняют верхнюю половину туловища, голову, сосуды мозга. Правда, через 3 - 5 дней эти ощущения сглаживаются, организм адаптируется к новым условиям.
Чтобы космонавтам легче переносить перегрузки, ученые разработали специальный "браслет" - эластичную повязку, которая надевается на верхнюю треть бедра и задерживает отток крови. Это оказалось на удивление эффективным, и многие космонавты носят такой "браслет" постоянно.
Невесомость губительно действует на кости и вызывает потерю мышечной массы, которая трудно лечится. Более того, организм "теряет" кальций, фосфор и прочие минералы: кости становятся более гибкими и мягкими, склонными к переломам и травмам. Не случайно первых космонавтов выносили из спускаемых аппаратов на носилках.
Сейчас специальные физические нагрузки входят на станции в обязательную программу. Каждый день начиная с 7-10-го дня полета два часа на тренировки, что называется, вынь да положь. Для этого есть бегущая дорожка, велоэргометр, разного рода специальные натяжители и эспандеры. Кстати, как признается космонавт-рекордсмен Валерий Поляков, именно физическая нагрузка помогла ему после приземления дойти от спускаемого аппарата до спасательной палатки без посторонней помощи. И это после 437 суток, проведенных на орбите!
Но космонавты тоже люди: иногда они просто ленятся заниматься. Тогда врачи напоминают об этом.
Принято считать, что космонавты - абсолютно здоровые люди. Но, во-первых, совершенно здоровых людей сейчас, пожалуй, уже и не встретишь, а во-вторых, долгие полеты постепенно делают свое дело. Примерно через два месяца врачи отмечают у некоторых участников орбитальных экспедиций нарушения сердечной деятельности. Уже через три месяца появляется повышенная утомляемость, ухудшается сон. Для профилактики все космонавты обязательно должны принимать сердечно-сосудистые препараты, эубиотики - для нормализации деятельности кишечника и восстановления микрофлоры, психотропные средства - для улучшения сна и снижения утомляемости. Остальные препараты, если нужно, назначают врачи.
В аптечке на борту станции более ста различных лекарств. Все они скомпонованы в 20 укладок по видам заболеваний и снабжены подробными инструкциями. Поскольку сейчас, как правило, экипажи интернациональные - и чаще всего россияне работают с американцами, - то на борту есть еще и американская аптечка. Причем в каждый полет дается объемная иллюстрированная книга по оказанию медицинской помощи на орбите, вплоть до реанимационной.
С самых первых полетов Институт медико-биологических проблем РАН занимается созданием специальных лекарств для космонавтов. Многие из этих препаратов затем перешли в общеклиническую практику.
- Раньше космонавты старались не говорить о том, что у них болит, что они принимают какие-то лекарства. Конкуренция для полета в космос была очень высокой, и они опасались, что их "подвинут", - замечает профессор Гончаров. - Сейчас отбирать космонавтов по медицинским показаниям стало гораздо сложнее- здоровых людей все меньше.
Собственно, случаев досрочного прекращения полета по медицинским показаниям было немного: за 35 лет работы Игоря Борисовича в институте всего три. Один раз у космонавта наблюдалось нарушение сердечной деятельности с элементами гипертонической болезни. Как раз тогда случилась оказия - на станцию шла экспедиция посещения, и приболевшего космонавта заменили. Был случай, дало о себе знать урологическое заболевание. Лечение эффекта не давало, поэтому специалисты решили вернуть экипаж на Землю. К счастью, ничего страшного не оказалось.
В третьем случае у космонавта наблюдались стойкие нарушения сердечного ритма, вызванные стрессовой ситуацией. Выходя в открытый космос, он случайно задел за люк и переключил рукоятку скафандра, тем самым изменив давление в скафандре на малый режим. Космонавту показалось, что он порвал скафандр и смертельный исход неизбежен. Испуг был достаточно сильным. По телеметрической связи с Землей ему тут же велели переключить рукоятку, давление восстановилось, но даром это не прошло: в дальнейшем во время тренировок у него постоянно возникали приступы тахикардии. Полет тоже прервали.
"Отдохнуть" недельку-другую в космосе может позволить себе всякий экстремал, чье любопытство уже не в состоянии удовлетворить бескрайние земные просторы и для кого пара-другая десятков миллионов долларов не вопрос. Как говорится, было бы здоровье. Но именно на этом и спотыкаются многие звездные туристы.
Обследуют и тренируют их едва ли не так же сурово, как и космонавтов. Врачи по полгода наблюдают за их здоровьем при различных нагрузках. Только после этого Главная медицинская комиссия принимает решение о включении их в состав экипажа. Вместе с "пропуском" в космос счастливчики получают индивидуальную специально для них сформированную аптечку - на всякий случай. Все пятеро слетавших туристов, слава богу, вернулись живыми и здоровыми.
Сейчас Институт медико-биологических проблем готовится к проведению уникального 500-суточного эксперимента "Марсианский полет". Если все пройдет успешно, то в 2020-е годы для нас станет реальным полет на Марс.