07.05.2007 00:00
Культура

Будет ли в Петербурге музей современного искусства?

Будет ли в городе на Неве музей современного искусства
Текст:  Елена Елагина (Санкт-Петербург)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4358)
Читать на сайте RG.RU

Конногвардейский Манеж - самое большое экспозиционное пространство Петербурга - к 30-летию своего присутствия в жизни города в виде выставочного зала порадовал любителей искусств выставкой из собственного собрания "Петербургское искусство ХХ века. Из коллекции ЦВЗ "Манеж".

Выставка не ординарная, это весомая и настойчивая заявка на создание музея современного искусства. Оба этажа Манежа оказались заполненными более чем шестью сотнями работ (всего в коллекции две с половиной тысяч единиц хранения - живопись, графика, скульптура, фотография, предметы декоративно-прикладного искусства). Коллекция начала собираться с 1991 года специально созданным для нее отделом современного искусства - заведующий отделом М. Шейнбаум довел ее до тысячи работ, а после его отъезда из страны дело продолжила принявшая эту должность куратор нынешней выставки Марина Джигарханян. Это благодаря ее упорному труду (и, разумеется, труду коллег по отделу) "Манеж" имеет сейчас то, что имеет - одну из ярких и полнокровных художественных коллекций Петербурга.

Находится постоянно растущее собрание в трех помещениях, вовсе не рассчитанных на оптимальные условия для хранения произведений искусства и вполне условно называемых фондохранилищами. Естественно, на этом фоне все острее встает вопрос о создании музея современного искусства, разговоры о котором, то затухая, то возникая вновь, ведутся в Петербурге уже не первое десятилетие. Обнадежил последний "круглый стол" с представителями Правительства города, где предлагались уже конкретные адреса и здания (в числе прочих исторические корпуса завода "Красная Бавария" и исторический Никольский рынок - именно в его аркадах мечется).

Но составители и хранители коллекции склоняются все же к самому целесообразному с их точки зрения варианту - строительству нового специального музейного здания в формате существующих стандартов хранения и экспонирования предметов искусства.

Пространственная организация выставки говорит о безупречной структуризации и систематизации самого собрания. Космос художественной жизни Ленинграда-Санкт-Петербурга ХХ века легко читается в созвездиях имен, организованных в группы, направления, течения. Один из хитов выставки - работы становящегося все более популярным и у специалистов, и у публики "Круга художников", по словам историка искусств Михаила Германа, автора вступительного слова к каталогу, "во многом определившего на много десятилетий вперед стилистику российского искусства": Л.Вольштейна, Д.Загоскина, В.Пакулина, А.Пахомова, А.Почтенного, Л.Тимошенко. Стилистически близки "круговцам" - и это тоже гордость коллекции - непревзойденные пейзажисты Н.Лапшин, В.Гринберг, А.Ведерников. Классика ленинградского искусства 1940-1960-х годов представлена работами Б.Ермолаева, К.Рудакова, Р.Фрумака, А.Якобсон. Отдельной строкой хочется выделить группу "Одиннадцать" (З.Аршакуни, В.Ватенин, Г.Егошин, Я.Крестовский, В.Рахина, К.Симун, В.Тетерин, В.Тюленев, Б.Шаманов), буквально взорвавшую художественную жизнь города своей выставкой 1972 года, предварив близкие по времени выступления уже окрепшего к тому времени "Ленинградского андеграунда". Кроме того, на выставке представлены художники круга П.Кондратьева, школы В.Стерлигова и О.Сидлина, произведения нашумевших на излете перестройки творческих объединений "Митьки", "Пушкинская, 10", Товарищество экспериментального изобразительного искусства, равно как и творчество художников, не входивших ни в какие группы.

Музеи и памятники