Выдвинутый правящей исламской Партией справедливости и развития (ПСР) на этот пост нынешний министр иностранных дел Абдуллах Гюль снял свою кандидатуру после того, как в парламенте вновь не удалось собрать кворум, необходимый для избрания главы государства.
Из 550 депутатов, которые по конституции избирают президента, у правящей партии только 353. Необходимый кворум составляет две трети от общего числа народных избранников, то есть 367 мандатов. Столько же голосов необходимо набрать претенденту, чтобы стать новым главой государства в первых двух турах голосования. Если они не выявили победителя, в третьем и четвертом турах претенденту требовалось заручиться поддержкой простого большинства.
Однако оппозиция во главе с Народно-республиканской партией бойкотировала выборы по принципиальным соображениям. Она считает, что избрание видного исламского деятеля на пост президента ставит под угрозу закрепленные в конституции принципы секуляризма - отделения религии от государства, заложенные основателем республики Мустафой Кемалем Ататюрком.
Выборы президента раскололи турецкое общество. Сторонники кемализма убеждены: если правящая ПСР наряду с постом премьера получит и пост президента, который может отклонять законодательные инициативы, то общество лишится важного противовеса исламистам, стремящимся постепенно перестроить жизнь в стране по религиозным канонам.
С предупреждением о недопустимости такого развития событий к исламистам обратилось военное командование, которое четырежды за последние десятилетия вмешивалось во внутриполитическую жизнь страны и устраняло правительства, которые, по его мнению, нарушали заветы Ататюрка. Затем эстафету подхватил конституционный суд, признавший выборы в парламенте при отсутствии кворума недействительными. И, наконец, на улицы турецких городов вышли сотни тысяч сторонников светского пути развития с протестами против ползучей исламизации.
Парадокс состоит в том, что ПСР пришла к власти демократическим путем и за время своего правления провела в жизнь гораздо больше реформ, соответствующих европейским стандартам, чем все предыдущие правительства. Популярность этой партии в народе высока - она не запятнала себя коррупционными скандалами и добилась неплохих темпов экономического роста. Эта партия отрицает, что имеет исламскую политическую ориентацию, и утверждает, что просто учитывает турецкую национальную специфику. Сам Гюль убежден: если бы президента выбирали всенародно, он получил бы не менее 70 процентов голосов.
Стремясь найти выход из кризиса, глава ПСР премьер Тайип Эрдоган, кстати, попавший в 1999 году в тюрьму за свои исламистские убеждения, вынес вопрос на суд народа и назначил внеочередные парламентские выборы на 22 июля. Парламент также подготовил поправку к конституции, по которой президента на пятилетний срок будет избирать население страны, а не депутаты. Пока же до внеочередных выборов президентский пост сохранит за собой его нынешний обладатель Ахмет Недждет Сезер.