Школа N112 расположена в Западном жилом массиве, это спальный район донской столицы. С одной стороны от нее расположился престижный лицей, с другой - элитная гимназия. Детей сюда привозят со всей округи. Уровень материально-технического обеспечения - на соответствующем высоком уровне.
Школа N112 на их фоне смотрится более чем скромно. Классы здесь самые обычные без приставки "евро". Зато здесь особая атмосфера, в которой хочется проводить все свое урочное и внеурочное время. Педагогический коллектив не гонится за высокими показателями успеваемости, во главе угла - бережное отношение к детям, укрепление их здоровья, не только физического, но и психического.
- С нынешней перегруженной программой обучения трудно требовать от детей блестящих знаний и высоких оценок по всем предметам, - признает Евгений Галдаев, директор школы N112. - Сам я историк. Начинаю листать современные учебники истории - четыре страницы сплошного текста без единой иллюстрации. И от ученика требуется не только прочесть этот материал, но и самостоятельно проанализировать его. Мы стараемся дать детям качественное образование, но не ставим своей целью вырастить академиков и профессоров. Для нас важно, чтобы они всесторонне развивались.
Когда на стенах снаружи школы начали появляться граффити, это воспринималось как вандализм и вызывало негодование у педагогов и жителей близлежащих домов. На борьбу с райтерами (так себя называют уличные художники (от английского слова "write" - писать) был "брошен" учитель труда, вооруженный краской и малярным валиком. Несколько дней стены были чисты и однотонны, но вскоре граффитчики снова выплеснули на них буйство своей фантазии. Тогда директор учебного заведения решил воспользоваться старым принципом: если движение нельзя победить, его нужно возглавить. Фанатам граффити Евгений Галдаев отвел несколько стен внутри школы, в том числе напротив своего кабинета (чтобы художники были на виду). На свои деньги закупил баллончики с краской и заключил с райтерами конвенцию.
- Договор такой: ничего нецензурного, скабрезного быть не должно, - уточняет Галдаев. - Писать на других стенах внутри и снаружи здания также запрещается.
Первый рисунок произвел эффект разорвавшейся бомбы. Школа гудела. Многие учителя не могли понять, как директор позволил ученикам осквернить своими каракулями храм науки.
Но многим детям и взрослым абстракционистская живопись на стене пришлась по душе. Тем более что в замысловатых письменах граффити угадывались слова "Школа N112" и "No smoking".
- Вы бы видели, как горели у мальчишек глаза, когда они рисовали, - вступает в разговор Ирина Кострыкина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. - Не нами придумано, что люди, которые реализовали себя в творчестве, растут как личности во всех направлениях. Так и есть! У одного из наших райтеров - так называемого "трудного" ребенка - были лидерские наклонности, а он не знал, как реализовать. Мы вовремя направили их в мирное русло. Дима стал одним из неформальных лидеров граффитчиков. Мы вывели его на легальное положение, похвалили, избавили от комплексов. С тех пор он стал заметно дисциплинированнее.
Восьмиклассника Диму мы встретили на школьном крыльце. Увидев директора, парень смутился и спрятал дымящуюся сигарету у себя за спиной.
- Ну как учеба? - поинтересовался у него Евгений Витальевич после того, как отругал за курение.
- Да вот, конец четверти, надо хорошие оценки зарабатывать, - ответил Дима. - Хотя, конечно, учиться надо круглый год и не только ради четвертных оценок.
- Это он сейчас такой рассудительный, - говорит директор. - А еще пару лет назад его и в школу-то затащить было невозможно. Он сильно вырос с тех пор. Не только благодаря нашему эксперименту, конечно, нужно реально смотреть на жизнь. И все же граффити в стенах школы тоже дали большой эффект.
Кстати, среди райтеров - не только отстающие. Например, одиннадцатиклассник Игорь Белокопытов - отличник, претендент на золотую медаль, активно участвует в общественной жизни и при этом знает всю историю субкультуры граффити. Общение с ним ребятам тоже пошло на пользу.
Сейчас в ростовской школе N112 подумывают о том, чтобы сделать еще и стену гласности, на которой все желающие смогут выразить самые разные свои мысли - от "Даша+Паша=" до глубоких, философских.
- Думаю, ребята могут написать много интересного, - убежден Галдаев. - Ну а правила игры будут прежние: никаких ругательств и ничего обидного.